Медиакарта
0:07 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Часовые стальных магистралей

13:51 | 05 декабря 2016

9 декабря свой профессиональный праздник отмечают сотрудники ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ. 

Истории строки

Ещё до 1917 года технические объекты железнодорожного транспорта, имеющие стратегическое значение, находились под охраной военного ведомства. После революции охрану железных дорог поручили частям Красной армии. Декретом Совета труда и обороны от 9 декабря 1921 года вся ответственность по сохранности транспорта была возложена на Народный комиссариат путей сообщения, которому предлагалось для этой цели сформировать вооружённую охрану. Эту дату принято считать днём образования военизированной охраны Народного комиссариата путей сообщения. В наше время организация называется Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». Её главная задача – обеспечение безопасности на железных дорогах при перевозке пассажиров и грузов. Продуманная и профессионально отточенная методика организации системы безопасности объектов позволила создать одно из самых эффективных в стране охранных предприятий.

Служба дни и ночи

В состав ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» входит 19 филиалов, 60 отрядов и более 1 000 подразделений. Филиал на Свердловской железной дороге представлен четырьмя отрядами: Пермским, Екатеринбургским, Нижнетагильским, Сибирским. В состав последнего входит стрелковая команда ст. Ишим. В зоне ответственности ишимского подразделения участок обслуживания протяжённостью 279 км (от 46-го км в сторону Омска до входных светофоров ст. Вагай). В коллективе работает 102 человека.

– На наше подразделение возложен ряд задач, – говорит начальник стрелковой команды ст. Ишим Александр Малышев. – Стрелки сопровождают железнодорожные грузы, обеспечивая их сохранность и безопасность, до Омска (станции Московка, Входная), Войновки и Камышлова. В зоне нашей ответственности охрана объекта первой категории – железнодорожного моста через реку Ишим. Специализированная группа совместно с сотрудниками линейного отдела полиции занимается профилактикой и выявлением правонарушений на железной дороге. Таким образом, деятельность ведомственной охраны по защите объектов собственности РЖД становится существенным вкладом в национальную безопасность России.

Доставить в целости и сохранности

В стрелковой команде ст. Ишим четыре отделения, которые работают по режиму «сутки через трое». Ежедневно в караул заступает 25 человек. Постоянно находятся на дежурном посту начальник отделения и его помощник, водитель и опергруппа. Сопровождением грузов занимаются 59 человек.

Номенклатурных грузов, требующих охраны, – более 200 наименований. В задачи стрелка входят приёмка поезда (проверка пломб, выявление нарушений), сопровождение груза до следующей станции, охрана состава на всех остановках по пути следования и передача груза охранникам следующего подразделения. Если поезд оставляют без локомотива, стрелки обязаны обеспечить охрану груза на весь период стоянки. Сотрудники обеспечены спецсредствами для защиты – дубинкой, электрошокером, и корпоративной сотовой связью. За всеми стрелками закреплены пистолеты Макарова, но с оружием сопровождают не каждый груз, а только определённые товары (взрывчатые, ядовитые материалы и др.).

В среднем за сутки через участок обслуживания ишимского подразделения проходит 40-50 поездов, подлежащих охране. В парке станции постоянно дежурят не менее двух стрелков, ответственных за осмотр стоящих составов.

Сказать, что у охранников на железнодорожном транспорте непыльная работа, может только человек, не знакомый со специ-фикой их деятельности. Николай Фёдорович Жиленко работает в охране с 1999 года, в 2004 году был назначен начальником отделения: «Большое значение имеют здоровье и физическая подготовка, мы работаем далеко не в тепличных условиях. Протяжённость поезда – 800 метров, за сутки нужно проверить более двадцати составов: обойти каждый, проверить сохранность пломб, отсутствие технических неполадок и так далее. То есть пройти около 20 километров за смену, в любую погоду. Стрелок должен обладать технической грамотностью, хорошей памятью, умением слушать станционную громкоговорящую связь и вести переговоры по телефону, внимательностью и быстротой реакции. Нужно уметь оперировать большим объёмом информации – знать особенности всех станций на пути следования, помнить, где находится охраняемый груз, и многое другое».

Как отмечает А. Малышев, в Тюменской области наименее криминогенная обстановка в сравнении с соседними территориями. В зоне ответственности ишимского подразделения хищений номенклатурных грузов не было более двух лет. Чего не скажешь о железнодорожных объектах – злоумышленники разбирают рельсы, снимают металлические запчасти с поездов, срезают электрические провода, сливают солярку. Расследовать такие происшествия и задерживать похитителей сотрудникам линейного отдела полиции помогает опергруппа стрелковой команды. В этом году зарегистрировано 9 задержаний по поводу хищения железнодорожного имущества.

Объект стратегического назначения

Железнодорожный мост через реку Ишим и территория вокруг него – запретная зона. На объекте посменно несут службу 22 сотрудника ведомственной охраны, экипированных боевым оружием – автоматами Калашникова. На территории стоит вагон-модуль для отдыха, по обе стороны моста – будки для стрелков, в которых они должны находиться в момент прохождения состава. Охрана на мосту меняется каждые два часа. Дежурные осматривают поезда на предмет нарушений – открытых дверей, технического состояния, а кроме того, отслеживают «зайцев», которые чаще всего попадаются летом на переходных площадках.

Территория вокруг моста огорожена, установлены аншлаги, запрещающие проход. С воды заплывать и останавливаться в охраняемой зоне также нельзя. Кроме стрелков, за этим следят и другие «сотрудники» ведомственной охраны – служебно-сторожевые собаки. В ишимском подразделении несут службу 10 овчарок, один вольер находится на мосту, другой – при штабе, для оперативной работы. Раньше собак использовали и для сопровождения грузов, сейчас эта потребность отпала. Тренировкой животных и уходом за ними занимаются вожатые служебных собак Валерий Николаевич Феропонтов (в охране с 1991 года) и Лидия Митрофановна Лукошкова – ветеран службы с 32-летним стажем работы.

На мосту четвероногие охранники также работают по графику: караулят четыре сектора в ночное время, при объявлении круглосуточного режима несут вахту круглосуточно. Их основная задача – подать сигнал при проникновении на охраняемую территорию. Как отмечает руководитель ишимского подразделения, случаев нарушений периметра посторонними не было давно. Только в период разлива реки, бывает, забредает на водопой скотина со стороны Лайково.

Дружный коллектив

С 2015 года работу стрелковой команды ст. Ишим возглавляет Александр Малышев, грамотный специалист с большим опытом работы на руководящей должности. Ему помогают заместители Игорь Анатольевич Филатов и Алексей Анатольевич Рыжиков. Большую воспитательную работу с сотрудниками проводят опытные начальники отделений Юрий Витальевич Калмыков, Николай Фёдорович Жиленко, Дмитрий Николаевич Тарасенко, Константин Геннадьевич Яковлев.

– Коллектив у нас дружный, с большим потенциалом. Много специалистов с высшим и средне-специальным образованием. Традиционно в штат вливаются кадровые офицеры, служащие вооружённых сил и органов внутренних дел, сотрудники МЧС, для которых порядок, организованность и дисциплина являются повседневной нормой. Есть ветераны, отдавшие ведомственной охране более 30 лет. В этом году коллектив значительно обновился, пришло много молодёжи, – отмечает Александр Малышев.

Новичкам предстоит пройти серьёзную подготовку: прежде, чем приступить к выполнению обязанностей, их ожидают учёба, в том числе в Тюменском учебном центре, и стажировка с опытными наставниками. Регулярно все сотрудники проходят проверку служебных навыков: знание теории и практические стрельбы. Большое внимание уделяется и физической подготовке работников, в здании стрелковой команды оборудован небольшой спортзал с тренажёрами, столом для настольного тенниса. Четыре раза в год проводятся спортивные соревнования, традиционно приуроченные к 23 Февраля, 9 Мая, Дню железнодорожника и Дню образования охраны железнодорожного транспорта. Помимо специалистов ведомственной охраны, в них участвуют сотрудники пожарного поезда и линейного отделения полиции.

В числе традиционных мероприятий стрелковой команды ст. Ишим – возложение венков в День победы к памятнику воинам-железнодорожникам, последние два года коллектив присоединяется к шествию «Бессмертного полка».

Работающие в ведомственной охране убеждены, это дело настоящих мужчин, требующее выносливости, терпения, быстроты реакции, а главное – понимания огромной ответственности, которая возложена на коллектив стрелковой команды.

– Поздравляю всех сотрудников с 95-летием ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ и выражаю благодарность за высочайшее качество исполнения служебных обязанностей, плодотворную работу по защите интересов государства и бизнеса. Низкий поклон и слова благодарности нашим ветеранам за их доблестный, самоотверженный и напряжённый труд. Их судьбы стали основой достижений, которыми мы гордимся сегодня. Желаю всем крепкого здоровья и семейного благополучия, – обратился к коллективу в преддверии профессионального праздника Александр Малышев.

Марина СЕРГЕЕВА.

Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Марина СЕРГЕЕВА.
Теги: Охрана