Медиакарта
23:36 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пожарное дело в первые годы советской власти

13:54 | 05 декабря 2016

В МЧС России 2016-й объявлен Годом пожарной охраны. По документам Ишимского госархива нет возможности проследить всю трёхсотлетнюю историю пожарной службы нашего края, но осветить её становление начиная с 1918 года в наших силах. 

В период междувластия
Документы свидетельствуют о том, что в дореволюционную эпоху противопожарная работа в Ишимском уезде была налажена. В селениях уже имелись не только противопожарный инвентарь кустарного производства, но и пожарные машины (установки) Иосифа Гутмана (Уфа), Густава Листа (Москва), Войтяхова, Стрементарёва, Сонина и Кузовникова и другие, изготовленные на заводах по производству земледельческих машин. Их производство в крупных городах России начало зарождаться в 1900–1904 годах.
В период смены власти пожарное дело в уезде пришло в упадок. В смете расходов на 1918 год Ишимского уездного земства не предусматривалось ни средств, ни статей на противопожарные нужды. В октябре того же года на утреннем заседании уездного земского собрания гласный Казакевич обратил внимание на отсутствие в деревнях противопожарных средств. Член управы И.Я. Боярщинов докладывал: «Земства России уже давно проводят противопожарные меры в самом широком масштабе. Так, население обильно снабжается кровельным железом на льготных условиях, вводятся, при субсидиях, огнеупорные крыши, селения снабжаются за 1/3 стоимости пожарными машинами, и все эти операции производятся за счёт страхового капитала, который в Тобольской губернии, между прочим, превышает 3 миллиона». В связи с этим управа постановила: произвести обследование уезда в противопожарном отношении, учредить особый стол страхового и противопожарного дела в губернии, разработать проект его организации и представить на рассмотрение губернского земского собрания.
Но из-за политической нестабильности и смены власти ни в конце 1918-го, ни в начале 1919 года в селениях Ишимского уезда противопожарная работа так и не возобновилась. Документы госархива за этот период свидетельствуют «о полном развале сельских пожарных обозов», поломанном и расхищенном инструменте и о том, что «машины испорчены, загрязнены, работать не могут». А особый стол страхового и противопожарного дела, о котором шла речь, был образован гораздо позднее (в марте 1920 года) под названием «пожар-страх».
В самом Ишиме к моменту окончательного установления советской власти в ноябре 1919 года всё же действовал пожарный обоз, имевший «небольшой штат, который пока только нёс сторожевую службу на каланче», да пожарные инструменты: «4 машины выездные, 10 бочек на летнем ходу, 2 багорных летних хода, 3 лестницы, 4 хомута без шлей, 4 дуги. Нет лошадей, сбруи и саней… Покупка не происходит за неимением денежных средств…»
Причиной отсутствия денег в Ишиме и в уезде в целом было то, что в этот период старые денежные знаки уже отменили, а новые ещё не прислали. Об этом докладывает в политотдел Ишимский уездный ревком (революционный военный комитет): «Выпущен по городу и уезду приказ о нехождении денежных знаков Сибирского Временного Правительства… Изданный приказ об аннулировании денежных знаков поставил Ревком в очень тяжёлое положение, потому что губерния до сих пор не выслала советских денег…»
Ревком создаёт пожарный подотдел
7 ноября 1919 года в 11 часов дня в Ишиме приступил к своей работе уездный революционный военный комитет – временный чрезвычайный орган советской власти, который действовал на нашей территории до конца 1920 года. С 7 по 13 ноября были организованы отделы и подотделы ревкома, в том числе и пожарный подотдел, относящийся к отделу коммунального хозяйства. Постановлением уездного ревкома от 29 декабря 1919 года отдел коммунального хозяйства переименован в уездный совет народного хозяйства (совнархоз), в ведение которого и был передан пожарный подотдел, а в декабре 1920 года – в ведение уездного коммунального отдела.
Свидетельствующие об этом документы опровергают ошибочное мнение о том, что в первое десятилетие советской власти пожарная команда Ишима была в подчинении у милиции. И милицейская, и пожарная структуры были созданы как обособленные подотделы Ишимского уездного ревкома.
Параллельно с пожарным под-отделом в уезде с марта 1920 года действовал пожарно-страховой отдел, в задачи которого входило «общее руководство и заведывание пожарным и страховым делом».
Для налаживания пожарного дела в Ишиме и уезде 10 мая 1920 го- да ревком создал чрезвычайную комиссию. Данная комиссия разделила Ишимский уезд на пять участков, в каждый из которых были направлены по два человека для образования пожарных комиссий на местах. Местные пожарные комиссии обязаны были организовать в своём селении установку пожарного обоза, выделив для него самое центральное место в виде площади с последующим строительством крытого сарая для размещения в нём пожарных машин, бочек, вёдер, багров и пр., организовать «суточные дежурства с лошадью», а в случае возникновения пожаров привлекать «возможно большее число селян, не исключая женщин и детей от 12 лет возраста включительно, с мётлами, лопатами, граблями и прочим. Способы тушения устанавливаются на месте».
Дополнительно в каждый из этих пяти участков уезда Ишимским пожарно-страховым отделом были направлены инструкторы для обследования оставшихся с довоенных времён пожарных обозов и инструментария в селениях. Согласно «Распределению пожарно-страховых участков по волостям Ишимского уезда» за 1920 год требовалось обследовать 57 волостей, в которые входило 645 селений. Первый участок содержал 7 волостей/127 селений, второй участок – 10 волостей/110 селений (инструктор А.С. Черевань), третий участок – 12 волостей/124 се- ления (инструктор М.Г. Красноцветов), четвёртый участок – 15 волостей/122 селения, пятый участок – 18 волостей/130 селений (инструктор Будников).
Из документов госархива следует, что в 1919-1920 годах для улучшения пожарного дела на местах и инструкторы, и местные пожарные комиссии должны были способствовать образованию добровольных сельских пожарных дружин, а также назначать пожарных старост на сходах граждан. Об этом говорят такие фразы: «Мною, в целях упорядочения дела, первым долгом были избраны пожарные старосты с наказом быть ответственными за состояние…» или «…организовал добровольную пожарную дружину из числа 7 человек. Начальником дружины был выбран Людвик Штреницер. Делал пожарную тревогу, явились в указанное место аккуратно».
Из отчётов за 1920 год пожарного инструктора пятого участка Ишимского уезда Будникова следует, что «из 130 селений пятого участка 69 совершенно без пожарных инструментов, …80 имели пожарные машины весьма плачевного состояния…Так как на пожарные мероприятия до настоящего времени (особенно в деревне) не было обращено достаточного внимания… пожарное оборудование пришло к безрабочему состоянию… При первом посещении во всех селениях… машины стояли где-либо за селом, совершенно без присмотра, иногда разобраны на части или не имеющие под собою дрог, омываемые дождём и окрашимые пылью…» В большинстве случаев пожарные машины не подлежали ремонту, «бочки были без воды и на худом ходу, …лестница гнилая, …цилиндр лопнул от мороза», пожарные сараи требовали замены крыш, а пожарные каланчи – ремонта. Крайне редко встречаются бодрые фразы вроде: «…обе машины смазаны олеонафтом, при испытании оказались исправны…, машина Матвеева (Москва) с ящиком и рукавом стоит под сараем, исправна…».
Поэтому инструкторам во время обследования приходилось чинить или заменять пожарные рукава, смазывать поршни, испытывать пожарные машины в работе… Так что при повторном обследовании картина начала выглядеть более оптимистично: «Всё представлено в организованном порядке, или во всяком разе не разбросано по разным закоулкам деревни… В конечном слове настоящего отчёта выражаю уверенность, что к предстоящему летнему сезону все имеющиеся пожарные обозы будут оборудованы и пригодны к обслуживанию целей назначения».
Губернский совет народного хозяйства телеграммами за 1920 год требовал от местных властей «срочно организовать устройство запасных баков и подъездов к реке Ишим, …немедленно наполнить водой имеющиеся баки, ускорить постройку водокачки, …обследовать в пожарном отношении госпитали, фабрично-заводские предприятия, клубы, государственные и частные единицы …ввиду того, что приближается «сезон красного петуха», от которого выгорают целые селения». Местные власти должны были «немедленно провести в жизнь следующие мероприятия»: назначить на каждом предприятии ответственных за пожарную безо-пасность, «устроить пожарную сигнализацию», иметь достаточно средств для тушения пожаров и т.д.
В больницы, школы, театры, на фабрики и заводы, мельницы заспешили инструкторы с проверками отопительных печей, запасных входов и выходов. В клубах требовалось наличие «отдельного каменного помещения» для киноаппаратуры, на предприятиях – наличие пожарной сигнализации. Инструктор-монтёр И. Комранов докладывал: «В селе Налобино осматривал Народный дом (бывшая артельная лавка), который оказался далеко неудовлетворительным для Народного дома, там необходимо устроить запасную дверь для экстро-ординарных случаев» (орфография сохранена).
Так в 1919-1920 годах силами Ишимского уездного ревкома и пожарно-страхового отдела были сделаны первые шаги по восстановлению пожарного дела в уезде: организован пожарный подотдел при коммунальном отделе, проведены ревизии и учёт с частичной заменой пожарного оборудования, машин и инвентаря, в большинстве селений созданы сельские добровольные пожарные дружины. В Ишиме в штат пожарного подотдела была включена пожарная команда численностью 21 человек. Старостой команды (далее – старостой пожарного депо) значился Антон Казимирович Шакинис, в штате числились такие должности, как багорщик, бочкарь, машинист, водовоз, сторож свалки, сторож моста.
Под началом уездного исполкома
Из доклада за 1921 год Ишимского уездного исполкома следует, что пожарное дело в 1919 году «находилось при Совнархозе под названием пожар-страх». В декабре 1920 года оно перешло в форме подотдела в уездный коммунальный отдел с сокращённым названием «Упожар». «Из всех подотделов один только этот распространил свою деятельность на уезд. Он ведает пожарной организацией всего уезда; сооружает… необходимые постройки, заготовляет необходимый пожарный инвентарь, организует пожарные дружины и производит очистку труб. Заведывающий этим подотделом (тов. Суханов Ф.Ф.) человек в своём деле опытный, а потому и работа быстро продвигается вперёд, и пожарное дело поставлено вполне удовлетворительно и даже лучше, чем в довоенное время».
К началу 1921 года в уезде повсеместно на сходах граждан были избраны волостные пожарные старосты, которые вошли в штат пожарного подотдела в количестве 52 человек. С 21 до 40 человек увеличилась численность Ишимской городской пожарной команды, также состоящей в штате подотдела. Дополнительно «в Ишиме организованными числятся 4 дружины численностью не менее 56 человек» на механическом заводе и трёх мельницах. Прикомандированный из Тюмени Василий Егорович Иванов назначен брандмейстером города Ишима, и на всех предприятиях города и уезда избраны заведующие пожарной охраной.
Пожарникам, инструкторам, волостным старостам предусматривалось жалование по 12 категории, иногда – премиальное вознаграждение, выдавались одежда и боевое обмундирование, в том числе пимы и тулупы для работы в зимний период. Заведующему пожарным подотделом полагалось жалование «по тарифу ответственных работников, …пальто и сукно на полный костюм».
К концу 1921 года в Ишимском уезде несколько обновился пожарный инвентарь, начали выделяться деньги на покраску обозов, ремонт машин, были составлены сметы на постройку тёплых пожарных сараев. Но из отчётов за 1922–1924 годы следует, что коренных изменений в области пожарного дела так и не произошло.
Лариса Оленькова,
зам. директора
ГБУТО «Госархив в г. Ишиме».
На снимке: «Пожарный обоз» Ишима, 1910-е гг.

Автор: Лариса Оленькова