Медиакарта
15:20 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Робототехника для детей: учимся играя

16:07 | 13 декабря 2016

Сегодня робототехникой и лего-конструированием занимаются дети по всей стране. Причём внедрять такие занятия начинают уже с младшего дошкольного возраста. Ишимские педагоги поделились опытом работы в рамках семинара-практикума «Образовательная робототехника», который прошёл на базе школы № 8. 

В России
Мы живём в мире информационных технологий, в котором автоматизация приходит во все отрасли. Нас даже в быту окружают «умные» вещи, и прогресс продолжает шагать вперёд семимильными шагами. Сегодня в России поставлена задача – возродить престиж инженерных профессий, привить интерес к ним со школьной скамьи и даже раньше. Поэтому и внедряются в детских садах кружки робототехники – прикладной науки, которая занимается разработкой автоматизированных технических систем и базируется на трёх дисциплинах: электронике, механике и информатике.
В нашей стране развитие робототехники идёт по двум векторам – олимпиадному и научно-исследовательскому. Самые престижные соревнования проходят в рамках Всероссийской робототехнической олимпиады, организатором которой является город высоких технологий «Иннополис» в Татарстане. Автономные роботы, собранные руками юных конструкторов, соревнуются в таких дисциплинах, как лабиринт, манипуляторы, футбол роботов, завод по переработке отходов и подводные соревнования. Минимальный возраст участников – 6 лет. «РобоФест» – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, который с 2008 года организуется фондом Олега Дерипаски «Вольное дело» при поддержке Министерства науки и образования РФ и Агентства стратегических инициатив. Ежегодно фестиваль собирает лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки. Секция робототехники представлена на всех этапах форума научной молодёжи «Шаг в будущее». В этом году девятиклассник школы № 8 Рудик Акопян занял призовое место на региональном этапе и теперь участвует в отборе на секцию «Умные машины, интеллектуальные конструкции, робототехника» всероссийского этапа.
В Ишиме
Открывая семинар «Образовательная робототехника», директор департамента по социальным вопросам Борис Долженко отметил, что в Ишиме есть свои флагманы в данном направлении. Робокласс и IT-Лаборатория созданы на базе школы № 8, кружки робототехники и лего-конструирования работают в детских садах № 5, № 19, № 24. Опыт их работы будет распространяться и на другие учреждения. Конечно, предстоит решить массу вопросов: материально-техническое оснащение, подготовка кадров, разработка методик работы. «Все эти задачи будем планомерно решать, потому что представить современную систему образования без прикладных технических дисциплин сегодня невозможно», – подчеркнул Борис Геннадьевич.
В ходе теоретической части семинара педагоги поделились опытом работы по внедрению робототехники в образовательный процесс. Задача этого предмета – открыть детям мир устройства современных технологий, дать возможность ориентироваться в нём и участвовать в его создании.
Старший воспитатель детского сада № 1 Ирина Коробейникова сообщила, что системная работа начинается с младшего дошкольного возраста. Детей 3-5 лет знакомят с азами лего-конструирования, с 5-6 лет они начинают заниматься лего-проектированием, подготовительная группа осваивает основы лего-робототехники.
– Таким образом, начиная с построения простейших конструкций, ребята постепенно учатся разбираться в схемах, понимать, почему электронная игрушка производит те или иные действия, подходить творчески к решению задач, логически излагать мысли, – отметила И.А. Коробейникова.
Заместитель директора детского сада № 5 А.Ф. Кондрашина рассказала о конструкторах HUNA, с этой линейкой в детском саду начали работать с сентября. Достоинство данных конструкторов в том, что дети получают быстрый результат, а также могут реализовать собственные идеи – собирать различные здания, машины, животных и другие формы.
Робототехника – один из наиболее востребованных кружков в детском саду № 24. «У нас разработана и лицензирована программа по робототехнике с 5 до 7 лет, сейчас идёт разработка методики работы с детьми от 3 до 5 лет. Проходят обу-чение два педагога. Наш педагог Людмила Владимировна Лапудева делится опытом работы с воспитателями в Ишиме и Тобольске и получает благоприятные отзывы от руководителей других детсадов. В учреждении создана хорошая материально-техническая база – более 20 наборов конструкторов, ноутбуки, планшеты. Робототехника внедряется не только в образовательный процесс, но и в сферу платных образовательных услуг», – сообщила директор учреждения Светлана Кабакова.
О том, как строятся занятия по лего-конструированию в начальных классах, рассказала заместитель директора СОШ № 8 О.Ю. Старокорова. С докладом на тему «Программный аспект робототехники» выступил кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель IT-Лаба О.Л. Цвырко. Разработка программного обеспечения – самый сложный этап, который позволяет «оживить» «умную» машину, заставить робота выполнять те или иные функции. IT-Лаборатория при школе № 8 начала работу этой осенью, в ней занимается более 70 школьников города. При этом у ребят уже есть серьёзные успехи. Ученики IT-Лаба получили дипломы финалистов кубка губернатора по робототехнике и программированию, достойно выступили на областном этапе форума «Шаг в будущее».
В ходе практикумов участники семинара посетили мастер-классы по лего-конструированию, работе с конструктором Artek Blocks, созданию действующей модели «ПервоРобот» и вращающейся карусели, IT-Лабораторию и посоревновались в гоночных испытаниях гусеничных и колёсных роботов в «Робо-квесте».
Подводя итоги семинара, педагоги сошлись во мнении: при внедрении робототехники в образовательные программы необходимо соблюдать принцип преемственности обучения. Начав заниматься роботами в детском саду, дети получают более углублённые знания в школе, эта база в дальнейшем помогает им поступить на факультеты «мехатроника» и «робототехника» в ведущих вузах России. Именно по такой цепочке сегодня строится подготовка инженерно-технических кадров, так необходимых в России XXI века.
Страницу подготовила
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Марина СЕРГЕЕВА.