Молодая женщина сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время ребёнок на трехколёсном велосипеде проезжал мимо. И так жалко стало ему тётю, что он спросил:
– Тётя, ты почему плачешь?
– Ой, мальчик, – ответила она, – я не нужна никому, меня никто не любит.
Малыш посмотрел серьёзно и сказал:
– А ты точно у всех спросила?
Детский ответ разумнее всей мудрости мира. А припомнилась мне эта притча на занятии воскресной школы для взрослых, когда речь зашла о шестопсаломии в темноте. «Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего перед глазами, слушали шестопсаломие со вниманием и страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться…» И отец Артемий рассказал о плаче, как об ощущении души. Реакция была неоднозначной. А батюшка пояснил, что существует четыре вида плача: греховный – от уязвлённой гордости, неудовлетворённой мести, житейский – от боли душевной, телесной, от потери близких, третий – плач о грехах – глубокое переживание о содеянном – и четвёртый – о ближних, о грехах других людей. Все виды плача, за исключением первого, угодны Богу. А наиболее угодный – последний, четвёртый. Вот такая иерархия людских слёз. Вот такой круг интереснейшего обсуждения с подробными, обстоятельными и глубокими комментариями батюшки.
Воскресная школа для взрослых открылась совсем недавно. Интерес большой. Отец Артемий советуется с прихожанами, планируя темы занятий. Опирается на традиционные рекомендации: на что больше стоит обратить внимание. Не уроки в классическом представлении, а живое общение с тем, чтобы слушатели решили вопросы духовной жизни, мирской повседневности, которые их волнуют. Беседы о вере на занятиях воскресной школы стоят отдельного рассказа и могут быть интересны многим нашим читателям. Будем к ним возвращаться впредь.
Здесь можно пополнить религиозные знания. Научиться по-христиански мыслить, правильно вести себя в храме, на богослужении. Словом, пройти воскресную школу для взрослых полезно каждому прихожанину.
Так вот: шестопсаломие. Клирик, стоя посреди храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву, надежду. «Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажжённой свечи, трудно видеть одного другому. А потому в уставе и служебнике приложено: также глаголем шестопсаломие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».
Шестопсаломие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости о родившемся Спасителе, о чём и возвещают ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Практика тушения свечей и чтения в темноте связана с воспоминаниями о ночи рождения Христа Спасителя в Вифлееме.
«Соответствующим образом устанавливается и церковная обстановка, перенося нас мысленно к торжественной тихой Вифлеемской ночи Рождества Христова. Свечи гасятся, светят только мерцающие, как звёзды, лампады (почему в Типиконе сказано, что затем на «Бог Господь» подобает возжигать свечи). Водворяется полнейшая тишина, изображающая ночь ветхозаветного, подзаконного пребывания людей, долженствующих быть просвещёнными светом благодати Христовой. Присутствующие с великим благоволением внимают чтению: «подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления».
Вопросы, которые ставят перед батюшкой слушатели воскресной школы, интересны с исторической, духовной точек зрения. Допустимо ли опаздывать на богослужение? Если опоздал, как себя вести? Можно ли в записочке о заздравных молитвах вносить имена оглашенных – тех, кто не ходит на службы, не причащается Святых Христовых тайн? Можно ли молиться о некрещёных? Как вести разговор с неверующими?
Ответы на многие вопросы уже содержатся в самих вопросах. И всё же один из комментариев отца Артемия я хочу привести: «Если не станем вносить в требы имена тех, кто не ходит в храм, мы уподобляемся воинам, которые бросают на поле брани раненых бойцов, не дав им шанса выжить, шанса к спасению. Они больше всего нуждаются в молитве».
Молиться за ближних нужно обязательно. «Молиться чаще, чем мы дышим». И тогда Господь достучится до их сердец.