Медиакарта
2:25 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ольга Редина: «Я против платных услуг в школе»

Ольга Редина: «Я против платных услуг в школе»
11:21 | 03 ноября 2010
Источник:

5 октября в Магнитогорске назвали лучших учителей страны. В число пятнадцати лауреатов конкурса вошла представлявшая наш регион учительница русского языка и литературы тюменской гимназии N1 Ольга РЕДИНА.

Корреспондент «АиФ» поговорила с талантливым педагогом о том, как жилось ей и ее коллегам в Год учителя, о тонкостях взаимоотношений с учениками и о любви к книгам.

Работа в удовольствие

– Ольга Владимировна, к доске вы встали, будучи еще совсем юной девушкой. Трудно было зарабатывать авторитет у учеников?

– Я пришла работать в школу №15, которую окончила сама. И окружали меня, уже как коллеги, мои же педагоги. Чтобы мне было легче войти в процесс, предложили очень щадящий режим: дали всего один восьмой класс, так что у меня получалось один-два урока в день. Работа была в удовольствие. Ученикам хотелось сократить дистанцию между учеником и учителем. Они стремились подменить учебу общением.

– С тех пор многое изменилось, изменились и пятнадцатилетние. С нынешними подростками находить общий язык сложнее?

– Своим первым ученикам я завидую: среда вокруг них социально и экономически была уже нестабильна, но в плане информационном – вполне безопасна. Источником знаний для детей все-таки был учитель. Отсутствие сетевого общения, тех средств связи, что доступны школьникам сегодня, заставляли детей контактировать с реальным миром. Уйти от реальности ребенку было некуда.

Сейчас детей окружает не просто агрессия. Эта среда по сути своей разрушающая – я говорю о тех формах общения, которые подросткам навязывают СМИ, Интернет. Сознание современных детей не может быть цельным, им сложно ориентироваться в мире, и в этом вина взрослых.

Более того, статус семьи сильно изменился. В конце прошлого столетия родителям не приходилось объяснять, что им нужно проверять домашнее задание у ребенка. Сегодня при живых родителях дети становятся безнадзорными, и школа, к сожалению, вынуждена заниматься еще и воспитанием взрослых.

– Говорят, хорошие учителя буквально живут в школе. Это про вас?

– Рабочий день длится долго, никогда он не заканчивается шестью-семью часами вечера. По большому счету сейчас к профессии предъявляются такие требования, что проводить времени в школе приходится гораздо больше, чем десять лет назад. Да и тогда уже все знали о том, что учительские дети – это дети, выросшие на последней парте. А мужья учителей – самые терпеливые мужья. Конечно, работа в школе отражается на семье. Но моему мужу «повезло» дважды. Он не просто муж учительницы, он в первую очередь – сын учительницы: моя свекровь почти сорок лет проработала учителем английского языка.

Да, работать приходится много. Вернее, слишком несоразмерно то количество задач, что возложено на плечи учителя сегодня, и та плата, которую мы за все это получаем. Ну, невозможно нормально существовать на 11 тысяч рублей в месяц!

У педагогов есть возможности зарабатывать больше. Но мне как-то очень неловко навязывать своим ученикам платные спецкурсы. Неудобно смотреть в глаза родителям, потому что я понимаю, им тоже нужно где-то найти эти деньги. Я против платных услуг в бесплатной школе. Но, к сожалению, сегодня для учителя этот дополнительный заработок – просто необходимость.

При этом большинству учителей их работа очень нравится. Монотонности здесь никакой, заданность только в ритме «звонки-уроки», в остальном — ежедневная импровизация.

– Этому способствует и общение учеников с учителем. Современные ученики не ждут, когда их спросят, не тянут рук…

– Да, дети сегодня не боятся взрослых. Это плоды развивающего обучения, которое ставится в школах во главу угла. Иногда кажется, что во время урока мы ничего не делаем, мы просто разговариваем. На самом деле, это хорошо срежиссированный учителем учебный диалог. Дети начинают обсуждать предмет сами, дискутировать между собой. Именно так пропадают страх и напряжение на уроке. И это здорово, ученик лучше усваивает материал. Ведь не секрет, что если школьник напряжен, его гложут страхи, то и учиться ему вовсе не хочется.

Жертвы комиксов

— Считается, что современные дети не тянутся к книге.

– Я не согласна с таким утверждением. Сегодня есть дети, которые читают, и читают запоем. Хватаются за то, что постигать еще рановато. Девочки-шестиклассницы, например, берутся читать «Героя нашего времени».

Любовь к книге идет из семьи. Если дома нет ничего, кроме глянца и программы телепередач, привить ребенку любовь к чтению будет проблематично.

Кстати, вы видели, что сегодня на полках книжных магазинов? В отделах детской литературы далеко не самые высокие достижения мировой книжной культуры. Ребенок вынужден читать то, что ему купили родители. Взрослые без ума от комиксов, скупают их пачками. Между тем комиксы порождают этакую фрагментарность сознания. У детей может развиться настоящий порок сознания, а он корректируется уже на приеме у психотерапевта. Ребенок младшего школьного возраста по отношению к книгам сегодня часто выступает в роли жертвы. Он искренне считает, что он читает, но не понимает того, что настоящая книга выглядит иначе.

– Как Год учителя отразился на вас как на представителе профессии?

– Работы прибавилось. В частности, первыми лицами государства поставлена такая задача, как «демонстрация достижений непедагогической общественности». Это вылилось в бесконечную открытость школы, мы в этом году постоянно были «на виду».

– А на встрече лучших учителей с президентом что обсуждали?

– Формат встречи предполагал, что мы пришли к президенту не поплакаться в жилетку, а предложить какие-то идеи. Учитель физкультуры из города Урая задал вопрос о том, может ли государство как-то регламентировать потоки информации о нашей работе, в основном она негативная. Было предложение дополнить содержание учебников истории параграфами о судьбах русской эмиграции. Озвучена важная проблема подсчета трудового стажа учителей, сейчас различные командировки и курсы по повышению квалификации в него не входят. Дмитрий Медведев внимательно выслушал каждого, по ряду предложений дал поручения министру образования Андрею Фурсенко.

Досье «АИФ»

Ольга Редина родилась 3 апреля 1973 года в Москве в семье военного. В 1995 году окончила Тюменский государственный университет. Педагогический стаж 17 лет. Замужем.

Екатерина ПОНОМАРЕВА

Фото автора