Медиакарта
7:05 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Конюшня на замке

Конюшня на замке
11:55 | 03 ноября 2010
Источник:

Несколько лет тюменские дети-инвалиды занимались иппотерапией на базе конно-спортивной школы при Тюменской сельскохозяйственной академии. Теперь высшему учебному заведению такое сотрудничество стало невыгодным.

Договор с детскими группами, в том числе с 40 детьми-инвалидами, на 2011 год не продлили. Однако уже сейчас детей и их родителей не пускают в конюшню.

Игра на нервах

Надо сказать, что напряженные отношения между представителями академии и родителями сохранялись с 2006 года, именно тогда на базе конно-спортивной школы появились группы иппотерапии.

«Аркадий Носырев, директор базы и по совместительству старший тренер тюменской детско-юношеской спортивной школы номер один, мог в любой момент ворваться в раздевалку и устроить разнос. Мол, откуда в нашем помещении ваши вещи?!», – рассказывает мама и руководитель инициативной группы родителей Вера Гафарова.

А в феврале 2010-го на доске объявлений совершенно неожиданно появился приказ за № 13-а, утверждающий «Правила для родителей и иных лиц, сопровождающих детей на тренировки»: не мешать работе обслуживающего персонала при уборке и кормлении лошадей, не сорить, не курить, не шуметь, не ходить по конюшне, не стоять в проходах и не проводить в здании собраний. Главное требование для наглядности выделили жирным шрифтом: «Любое вмешательство в тренировочный процесс со стороны родителей и иных лиц, сопровождающих детей, недопустимо».

Ожидать, пока закончится занятие у детей в нескольких сотнях метров от площадки, как того требовали от них теперь, никогда прежде родителям не приходилось. Ведь неслучайно некоторых детей из группы иппотерапии они буквально на руках подносят к лошади: ребятишки просто не могут самостоятельно передвигаться.

Родители возмутились и написали в прокуратуру. В ответе прокурора Калининского АО ограничение прав, установленное процитированным документом, признано неправомерным.

Однако, несмотря на это, 10 октября, приехав на занятия по расписанию, дети и родители увидели на воротах конно-спортивного комплекса амбарный замок. Очевидно, в ТГСХА решили разом поставить жирную точку в этой истории.

Массовость vs элитарность

Несколько десятков подростков, детей-инвалидов и их родителей стали звонить в ДЮСШОР № 1, в управление по спорту города Тюмени. Не поленились набрать телефон милиции — для того чтобы зафиксировать факт наличия замка.

Как пояснили в Управлении по спорту города Тюмени, с ТГСХА был заключен договор на 2009-2010 годы о выполнении муниципального заказа: по достигнутой договоренности академия предоставляла свои площади и лошадей для занятий ученикам первой детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, среди которых были также дети из групп иппотерапии. Между тем, денежного финансирования вслед за муниципальным заказом город так и не предоставил. Дети, разумеется, занимались на базе сельхозакадемии бесплатно. И тут, казалось бы, вопрос исчерпан, кто платит, тот и заказывает музыку.

Однако есть одно «но»: на содержание лошадей, покупку кормов и амуниции немалые средства выделяет областной бюджет. Да и конюшня, которую ТГСХА теперь предполагает использовать исключительно в уставных целях, то есть для проведения практических занятий у студентов-зоотехников и будущих ветеринаров, а также для уроков верховой езды студенческого конного клуба, слишком велика для таких скромных планов. На манеж КСК сельхозакадемии и сегодня выезжают областные спортсмены, но только те, кто является студентами ТГСХА. Еще около двух десятков человек включены в резерв. Остальным уже озвучили цену зантий – 4 500 рублей в месяц.

Налицо принцип элитарности. Кстати о том, чтобы воспитывать перспективных спортсменов, а не нянчиться со «всякой шушерой», неоднократно говорил Аркадий Носырев. Видимо, ректор ТГСХА Николай Абрамов придерживается того же мнения. Запретить им иметь свой взгляд на проблему, конечно, нельзя. Тем более что повлиять на передачу КСК областному департаменту по спорту и молодежной политике может лишь Министерство сельского хозяйства РФ: именно ему подчиняется вуз со всеми его территориями и базами. Но родителям и детям сложно понять, как такая ситуация возможна сегодня, когда на самом высоком уровне говорят о массовости и популяризации спорта.

С начала 2010 года, когда стало очевидным, что вот-вот занятия прекратятся, родители писали в различные инстанции. Последний ответ, который получил теперь уже бывший директор спортивной школы № 1 Юрий Сокол, звучит так: «...представленный вами договор о совместной деятельности не может быть заключен. Академия сама нуждается в использовании конепоголовья и имущества конно-спортивного комплекса в полном объеме в целях осуществления своей уставной деятельности».

Начальник отдела спорта Управления по спорту и молодежной политике администрации Тюмени Андрей Кайзер группы иппотерапии пообещал пристроить на ипподром. А в отношении остальных детей (их более двухсот человек) он сообщил, что «управление по спорту ищет возможности и запасной аэродром, чтобы выполнить муниципальный заказ».

Кстати

В конюшне конно-спортивного комплекса ТГСХА вот уже более двух лет «проживает» подаренный губернатору Владимиру Якушеву скакун Параплан. Конь арабской породы до недавнего времени также использовался для занятий с детьми.

Справка

«Иппотерапия» – физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии и использующее верховую езду. Лошадь при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе. Особенно благотворно влияет иппотерапия на реабилитацию детей с ДЦП.

По словам заведующей отделением лечебной физкультуры и спортивной медицины областного врачебно-физкультурного диспансера Татьяны Пантелеевой, общение с лошадьми помогает детям с ограниченными возможностями иногда больше, чем многие лечебные процедуры.

Екатерина ПОНОМАРЕВА

Фото автора