Медиакарта
23:44 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как создавался музей

09:41 | 06 января 2017

Четверть века назад, 21 декабря 1991 года, состоялось открытие первых экспозиций Ишимского краеведческого музея. Сам же он был образован за пять лет до того. За прошедшие годы это учреждение прочно вошло в сознание ишимцев, стало неотъемлемой частью культурной жизни города. И сложно представить, с каким трудом всё начиналось, через какие испытания пришлось пройти зачинателям. 

Первый музей в Ишиме открыли в 1923 году. Просуществовал он около тридцати лет, пережив два закрытия и три переезда. Кроме воспоминаний старожилов, от него не осталось практически ничего. Поэтому когда в середине восьмидесятых на волне подъёма интереса к прошлому, не умерщвлённому идеологическими схемами, возникла идея воссоздания музея, то начинать его пришлось с нуля.
«Восстановим собор всем миром»
Вспоминает Нина Петровна Кузовкова
Краеведческий народный музей открыт решением исполкома Ишимского горсовета № 117 от 19 июня 1986 г. Для размещения музея отделу культуры передали на баланс две комнаты на первом этаже здания на ул. Карла Маркса, 2. Совет музея на общественных началах возглавлял Виталий Александрович Морев, а поскольку он был слепым, то всю документацию вела его супруга Роза Александровна.
Согласно утверждённому штатному расписанию сотрудников музея, директором стал художник Александр Амелин, смотрителем – Лирада Леонидовна Кучак, хранителем фондов – Надежда Андреевна Скрябова. Фонды формировались стихийно, было много икон и предметов домашнего обихода. Условия хранения были неудовлетворительными. В полуподвальном помещении всё покрывалось плесенью, поражалось грибком. Работа смотрителя сводилась в основном к борьбе с этой напастью.
К тому времени завершилось строительство административного здания горводоканала, и общественность подняла вопрос о передаче музею освободившегося здания Богоявленского собора. Раиса Петровна Четверикова, которая возглавляла тогда отдел культуры горисполкома, поддержала эти просьбы.
Здание передали городу. Но состояние собора было плачевным. На первом этаже размещались огромные колодцы-отстойники высотою до самого потолка. Стенки из железобетона толщиной чуть не в полметра. Из алтаря выходила железная труба – там располагалась кочегарка. Из-за работы оборудования по стенам шли большие и глубокие трещины. Ветхая кровля пропускала осадки и позволяла голубям обитать на втором этаже.
Моя трудовая деятельность в отделе культуры началась с ремонта собора. Это был август 1988 года. Помню, что, когда я обошла здание, посмотрела его изнутри, впала в состояние шока. Я не знала, что делать, с чего начать, – ведь денег на ремонт не запланировано. Тут из киселёвского магазина вышел солидный мужчина в шляпе и спросил, что я тут разглядываю. Это был Василий Петрович Панкин, бывший директор «Ишимторга». «А что здесь думать, нужно ремонтировать кровлю и смотреть фундамент», – резюмировал он со строгим видом и отправился дальше.
И я стала искать бригаду кровельщиков. Жестянщики городских предприятий отказывались, говоря, что фигурной кровлей они не занимались и нужно обратиться к тем, кто купола церквей ремонтирует. Так я и вышла на бригаду из Омска, которая совсем недавно перекрывала Никольский храм. Людьми они оказались порядочными, сумму запросили небольшую. Обещали до осенних дождей перекрыть, только нужно было достать оцинкованное железо. А в то время это был дефицит. Да ещё в таком количестве.
Помог мне в этом вопросе Иван Васильевич Сиволоб, который возглавлял в Ишиме отдел капитального строительства облисполкома. Оптимист, весёлый человек! Он как-то легко после одного из аппаратных совещаний сказал: «Петровна, не горюй, железо есть у нас на складе. Только хватило бы». Железа хватило.
Наступил срок расчёта с бригадой. Перечислить не могла – у них не было счёта в банке. А наличкой бюджетные средства выдавать не имела права. Обратилась в молодёжный коммерческий центр, который возглавлял Андрей Лукьянец. Он сразу откликнулся, и ещё одна проблема была решена.
На восстановленные маковки нужно было ставить кресты. Настал день, который я запомнила на всю жизнь, – освящение крестов. Проходило это в полуразрушенном алтаре собора. Отслужив молебен, игумен Евтихий, тогда возглавлявший приход Шаблыкинской церкви и принимавший активное участие в восстановлении Богоявленского собора, надел спортивную форму, закрепил на своей спине крест и по лесам стал забираться на самую вершину собора. Глядя на него, я поняла, что этот человек мог бы с любовью восстановить это самое красивое здание в нашем городе.
К октябрю 1989 года кровельные работы завершились.
Но проблем оставалось ещё очень много: завести отопление на второй этаж, застеклить окна и, конечно же, убрать колодцы.
К тому времени директором музея стала Валентина Семёновна Серженко, бывшая заведующая клубом Ишимского мясокомбината. Человек очень энергичный, она с большим энтузиазмом взялась за работу по восстановлению собора. Она сумела поднять ишимцев на субботники, организовать молодёжь на тяжёлые работы по расчистке здания. Каждый день туда приходили группы студентов пединститута, медицинского училища, школьники. Выносили тяжёлые глыбы бетона на улицу. Предприятия безвозмездно выделяли технику для вывоза мусора. Большую помощь в этом оказывал председатель горисполкома Владимир Иванович Озолин. Он всегда был и остаётся хозяином своего слова. Пообещал – сделал. Раньше всех он приезжал к собору и проверял, как идут дела.
Казалось, не было безразличных людей – все хотели поучаствовать в создании музея и восстановлении храма. В это же время появилась общественная организация «Собор». В неё вошли учителя, врачи, преподаватели педагогического института. «Соборяне» в выходные дни чистили второй этаж храма, рыли шурфы, проверяя состояние фундамента, проводили большую работу по сбору краеведческого материала. Инициативу создания этой организации поддержал заместитель председателя горисполкома Геннадий Анатольевич Малышкин. И при формировании музея во многом чувствовались поддержка и понимание этого человека.
Богоявленский собор вошёл в список памятников федерального значения. И восстанавливать его нужно было грамотно, на основе проекта реставрационных работ. Проектно-сметная документация, которую взялся исполнить институт «Сибспецпроектреставрация», стоила ни много ни мало 140 тысяч рублей. По тем временам – пятая доля бюджета культуры города. Помог Г.А. Малышкин, сказав «очень ласково» председателю комитета финансов: «Культуре надо помочь». В резерве на счёте горисполкома лежали деньги, заработанные на коммунистических субботниках. Этой суммы как раз хватило бы для оплаты проектному институту. Вопрос вынесли на голосование депутатов горсовета. Единодушно было принято положительное решение. Вот здесь я и вздохнула: ишимцы понимают, что красавец-собор, который мы разрушили, мы сами и должны восстановить. В апреле 1990-го был заключён договор на проектные работы, которые завершились в 1991 году.
Можно сказать, что храм восстанавливали всем миром. И он должен был вновь стать храмом. Поэтому логично было передать его православному приходу для дальнейшей реставрации согласно проектно-сметной документации. И конечно, доверить и передать его я могла только человеку, душой болеющему за собор, – игумену Евтихию.
«Экспонатов мало – так нарисуем!»
Вспоминает Надежда Леонидовна Проскурякова
В музей я пришла в сентябре 1989-го, отработав перед тем три года в школе учителем истории. Перед началом учебного года прочитала статью о музее в «Ишимской правде». Пошла в отдел культуры, поговорила с Ниной Петровной Кузовковой, познакомилась с директором музея Валентиной Семёновной Серженко, и они позвали меня работать в музей. Сотрудников практически не было.
Музей ютился тогда в полуподвальном помещении бывшей тюрьмы. В двух комнатах находились фонды, и одна комната – кабинет. На тот момент насчитывалось 842 предмета. Но ни о какой систематизации тогда не помышляли, экспонаты просто лежали на столах, даже было неизвестно, кто их принёс. Я выпросила в библиотеке металлические полки и стала аккуратно складывать на них будущие экспонаты. Чтобы правильно их атрибутировать, часто звонила сотрудникам Тюменского областного музея, филиалом которого являлся тогда ишимский музей.
Параллельно мы занимались Богоявленским собором, где планировалось развернуть музейные экспозиции. На втором этаже предполагалось устроить кабинеты, и проектировщики предложили разместить для правильной аэрации воздуха отопительные батареи прямо в окнах. И конечно, обустроить туалет. Помню, какое это на меня произвело впечатление. Батареи в окнах, туалет в храме! Помог наш куратор Г.А. Малышкин, который согласился с предложением отклонить такой проект. А у меня тогда возникла идея создания общественной организации, которая занималась бы охраной всех памятников истории и архитектуры в городе.
Инициаторами её создания были игумен Евтихий, Т.П. Савченкова, Л.В. Фролов и я. Мы встретились в пединституте и совместно решили назвать это неформальное общество «Собор». Обратились за помощью к секретарю горкома партии Ю.А. Шилову с просьбой помочь создать печатный орган. Благодаря его содействию в «Ишимской правде» появилась краеведческая страница «Собор», которая выходит по сей день, – более 25 лет!
Хотя конечной целью «соборян» было создание и развитие музея, мы уже тогда поняли, что недопустимо открывать его в соборе. Храм должен быть храмом. И мыслили мы правильно, потому что через несколько лет вышел закон о возвращении культовых зданий религиозным организациям. Начали искать новые площади. Кто-то предложил здание на ул. Ленинградская, 29. В народе его называли «Черняковская школа». На тот момент там находился магазин наглядных пособий. Для него мы нашли помещение, где была транспортная контора, нашли помещение и для отселения конторы, своими силами делали в этих помещениях косметический ремонт. В январе 1991-го музею наконец передали это здание. В течение года мы проводили капитальный ремонт и одновременно монтаж стационарных выставок.
Первоначально мы хотели создать экспозицию «Ремёсла и промыслы в Ишимском уезде». А тюменцы предложили взять тему зимней Никольской ярмарки. Из трёх вариантов экспозиционного решения выбрали проект Юрия Дмитриевича Изотенко, его утверждали на художественном совете в Тюмени.
Экспонатов за пять лет было собрано немало, но всё же недостаточно для масштабной экспозиции. Мы собирали фактические данные в библиотеке Тюменского музея, много ездили с экспедициями по деревенским музеям (многие из них сейчас исчезли), просили предметы на временное хранение. «Экспонатов мало – так мы их нарисуем!» – эта фраза была тогда самой популярной шуткой. Треть экспозиции – диорама площадью около 20 кв. м с Соборной площадью и купеческими балаганами – была действительно нарисована. Выставка, созданная руками Ю.Д. Изотенко, получилась очень уютной.
На второй выставке с громким названием «Ишимские живописцы в ХХ столетии» мы представили работы самобытных художников Приишимья.
21 декабря 1991 года состоялось торжественное открытие Ишимского краеведческого музея. Стоял мороз. Поэтому митинг, начавшись на музейном крыльце, скоро переместился внутрь здания. В двух выставочных залах было не протолкнуться. Этого события очень ждали в городе.
Музей тогда купался в любви горожан. Постоянно проводились экскурсии. Люди безвозмездно несли в музей уникальные предметы, за каждым из которых стояла своя неповторимая история. Впереди у музея были новые открытия и новые экспозиции.
Страницу подготовил
Геннадий КРАМОР.
На снимках Виталия Ипполитова: работы по восстановлению Богоявленского собора, открытие Ишимского краеведческого музея.

Автор: Геннадий КРАМО