Медиакарта
6:08 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Веды красоты» художника Анатолия Шорохова

13:59 | 10 января 2017

Небольшая квартира в нижнем этаже старого дома на ул. Новороссийской в центре г. Севастополя. Именно здесь, в своей мастерской, назначил встречу заслуженный художник Автономной Республики Крым А. Шорохов. 

– Для меня Ишим – вторая родина, – сразу же признаётся Анатолий Фёдорович. – Родился-то я 19 января 1935 года в совхозе «Морфлот» под Владивостоком. Туда родители переехали из Огнева Казанского района. Но моё юношеское становление, взросление – это Ишим. Ниточек до сей поры много, – он показывает натюрморт «Окно детства» художника, заслуженного работника культуры РФ, а для него – друга, одноклассника, Валентина Манухина. – Это в тельняшке – я, это – Энгельс, его брат родной, и Неля Суханова.

Я знала о творчестве художника из монографии «Восхождение», из «Ишимской энциклопедии», «Севастопольского альбома Анатолия Шорохова», подготовленного искусствоведом В.М. Лузиной. Мы даже мельком были знакомы, в 2005 году он как почётный гость участвовал в мероприятиях Дня города. Но живая беседа, детальное рассмотрение живописных работ непосредственно в г. Севастополе стали настоящим откровением.

Открываться он будет постепенно, наблюдая за моим восприятием его рассказа и картин, словно решая, надо ли явить лик следующей работы как следующей жизненной вехи. Творческий диапазон мастера широк: живописные полотна на патриотические, философские темы, портреты, натюрморты, пейзажи. Его картины экспонируются на российских, республиканских, городских вернисажах. Одна из последних персональных выставок «Познание» была развёрнута в зале Севастопольского регионального отделения Союза художников России к 80-летию со дня рождения автора.

Центральную стену в мастерской занимает монументальное по композиции и размерам полотно «Синопский бой» (1983). Исторический путь г. Севастополя прослежен во многих работах. На подставке одна за другой выстроены картины в добротных собственноручно изготовленных рамах. «Это как раз патриотический жанр, – комментирует художник, развязывая узлы шпагата. – Два дня назад выносил их во двор дома, где с широкой панорамы делали съёмку для книги «Художники Крыма о Великой Отечественной войне».

Первый подступ к теме – преддипломная работа «Воспоминание о войне». Мужество защитников Родины как нравственный выбор А. Шорохов выберет одной из главных тем в творчестве: «Подвиг» (1965), «Память» (1974), «Жажда» (1975), «Северная сторона» (1978), «Высота» (1984), «Последний бой на 35-й», 8-метровом эскизе панорамы «Балаклавское сражение 25 октября 1854 года» (2004), «Освобождение» (2009).

– Важно кистью раскрыть высоту человеческого духа, ведь в момент опасности люди ведут себя по-разному. Это экзамен на зрелость, – продолжает экскурсию для меня, благодарного зрителя, Анатолий Фёдорович.

Полотно «Колоски» написано накануне 40-летия Победы. В его судьбе была эвакуация, с мамой Ефросиньей Фёдоровной и братьями Михаилом и Владимиром. Отца призвали на финскую войну, затем – на Великую Отечественную. Шороховы от границы с Китаем отправились в Читинскую, затем в Тюменскую область, д. Б. Ченчерь Казанского района. Рассказ о сибирском детстве у Анатолия Шорохова овеян ощущением внутренней ребячьей свободы и теплом благодарности, прежде всего маме за веру в его способности, ведь в каждое письмо отцу на фронт она вкладывала его рисунки, бабушке Дуне. Именно в Большой Ченчери ходил со сверстниками в поле собирать колоски. Начальная его школа – один кабинет в сельсовете, где сразу занимались учащиеся 1–4 классов.

А на очереди в его мастерской картина «Победа» (1985). «Накатило видение, – вспоминает художник. – Ехал в троллейбусе. Солнечное утро. Тема крутилась, приближался День Победы. Давай рассуждать: победа – женского рода, надо найти образ женщины, которая воевала, символ, как богиня Ника. Пришёл в редакцию и сразу набросал на клочке бумаги. В мастерской с набросочка выстроил композицию. Пригласил позировать для лица курьера из редакции юную Наташу Свиркину. За два часа сделал два наброска маслом. И потом создавал этот образ Победы – улыбчивая, солнечная, разброс рук в форме буквы V – «виктория». Крепкие мужские руки держат её, держат жизнь. Панорама в картине открывается и за счёт рамы. В российских новостях показывали выставку ко Дню Победы, хорошо смотрелась в экспозиции и моя «Победа».

Именно эту картину использовали и для оформления фасада Ишимского историко-художественного музея к 70-летию Великой Победы в 2015 году, за что автор признателен.

В 1999 году Анатолий Шорохов написал картину «Веды красоты», свое- образный зримый манифест предназначения художника как проводника гармонии мироздания. Тему поиска духовных скреп проявил он в полотнах: «Противление» (1989), «Единение» (1990), «Покаяние» (1991), «Прозрение» (1995), «Восхождение» (1994), «Время демократии» (1998). Глубоко убеждён: «Истинный патриотизм – путеводитель в поиске истины, справедливости. Святое – защита Отечества, а когда рушат Отечество – это преступление».

Анатолий Фёдорович продолжает «листать» картины на стеллажах, показывает пейзажи, портреты. На этюднике, приспособленном под управляемый мольберт (кстати, рисует художник только стоя), ещё добирает цвета свежий этюд «Ялта. Скала Шаляпина». Ишимская тема читается в полотнах «Уж небо осенью дышало» (1985), «На родине», «Хлеба созрели» (2001). Прав исследователь его творчества А. Коваленко: «Маленький пейзаж становится символом эпического бытия», символом «обобщённого образа Родины».

Изумление рисованием началось в раннем детстве. Случайно встреченный мальчишка показал краски в металлической коробке. «Вот цвета красок, а вот цветение тайги… – вновь переживает нахлынувшее тогда чувство Анатолий Фёдорович. – Мы познакомились. Он развёл краску, сделал мазки. Я был в восторге. Стал мечтать о своих красках. Вначале появились карандаши цветные. Рисовал людей, животных».

Настоящие учителя появились уже в Ишиме, куда семья переехала. В 1946 году стал заниматься в изокружке Дома пионеров у учителя В.Е. Непомнящего. В 1948 го- ду на смотре художественной самодеятельности за первое место дали грамоту и книги. Неожиданная смена учителя тогда приведёт к признанию сегодня: «Самым близким человеком станет для меня Григорий Иванович Шарапов. Всё, что от него получено, и стало впоследствии моей профессией. Рисовал много, Григорий Иванович рисунки разбирал – что в папки, что на выставки, что на печать в «Ишимскую правду». Меня увлекало и многое другое. Играл в оркестре Ишимского ДК. В музыке натаскивал Фёдор Шабанов. Играл в городской команде «Спартак» в футбол и хоккей, имею второй и третий разряды, ещё второй по стрельбе из винтовки. Был в числе первых дружинников Ишима. Получалось так, что я везде был как-то нужен, везде успевал».

Учился он в трёх ишимских школах, выпускался же из первой. Поэтому и поддерживает связи с музеем. Учащаяся Снежана Гладкова писала о нём работу, получила диплом 1 степени на конференции «Первые шаги в науку». В дар музею по заказу его руководителя Л.К. Соскиной художник написал портрет Анатолия Никитина, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне.

Когда же Анатолий Шорохов окончил семь классов, именно Шарапов посоветовал сходить на конкурс и дал рекомендацию в художники кинотеатра. Этот шаг потянул за собой следующий. В кинотеатре проходили призывные комиссии, и Анатолий в сентябре 1954 года в числе 16 человек попал в специальный набор в Москву. С юмором рассказывает, как на перекличке музыкантов, художников, спортсменов он никуда не вышел и направился копать траншею. Через несколько дней полковник Горский, отчитав новобранца, направил его в музвзвод. Дали второй тенор в оркестре, и пошла служба на Даниловской площади в чернышевских казармах.

– Но служба моя – не одна музыка, – уточняет Шорохов, – и полы драил, и дневальным стоял. Много оформлял. Мне разрешили заниматься в художественной студии Всесоюзного Дома народного творчества им. Крупской у профессора Кравченко. Я оббегал в Москве все выставки, смотрел спектакли.

В конце 1956 года Анатолий получил отпуск, во время которого женился на однокласснице Л. Гайдук. В 1957 году по возвращении из армии стал искать работу. Г.И. Шарапов вновь взял под крыло, подбросил заказ: портрет В.И. Ленина в конференц-зал Ишимского райисполкома и пейзаж. Затем за несколько месяцев работы художником Шорохов сменил всё оформление в Доме культуры. В Московское областное художественное училище «Памяти 1905 года» за отличные показатели на вступительных экзаменах он прошёл вне конкурса. Учился увлечённо, был старостой группы, комендантом общежития, подрабатывал в московских газетах.

На практику по вызову тёти приехал в Севастополь, завёл творческую дружбу с газетой «Слава Севастополя», выполнив серию рисунков с текстовками. К моменту распределения на А. Шорохова пришли запросы из Министерства культуры Севастополя, от редакции «Московской правды», из клуба Центрального управления ВМФ, оставляли его и преподавателем рисунка и комендантом общежития в самом училище. Но семья Шороховых выбрала Севастополь.

– Родился-то я на море да уже побывал в Севастополе, – объясняет Анатолий Фёдорович. –Тут такая тема громадная, стройка после войны. Поехал осваивать целину. Ни разу не пожалел. Художником-оформителем в «Славе Севастополя» работал более 30 лет, с 1963 го- да. Окончил Московский полиграфический институт. С 1964 года сотрудничал с книжным издательством «Таврия», иллюстрировал более 50 книг. Быстро работал. Когда устраивал выставку графики, насчитал семь тысяч с чем-то и сбился. Выбирал по темам, разный материал: акварель, тушь-перо, тушь-кисть, монотипия, уголь, соус.

Член Союза журналистов СССР с 1977 года. Заслуженный художник Автономной Республики Крым. Член Союза творческой интеллигенции г. Севастополя, правления фонда истории и культуры им. Г. Черкашина, награждён Золотой медалью Союза художников России. Знаков общественного признания много. Особо гордится подарками за патриотическую работу: от Президента России В. Путина – часы с гравировкой «Победителю. Спасибо за Победу!» и от народного артиста СССР, председателя фонда «Армия и культура» В. Ланового – почётный диплом и статуэтка Александра Невского.

Ещё одно профессиональное увлечение: абсолютный чемпион Крыма, призёр Украины, Советского Союза, мастер спорта по подводному плаванию и подводной стрельбе.

Листаем фотоальбом о поездке в Ишим в 2005 году. Художник рассказывает о тёплых встречах с мэром г. Ишима В. Рейном, с одноклассниками – В. Манухиным и Н. Деевой (Сухановой), с художниками Б. Коньшиным, Н. Шутовым, Д. Новаковым, с родными. В музее проходила выставка работ, состоялась презентация книги А. Плотникова, которую помогал оформлять. «Как-то я обласкан всеми», – заключает он.

Обласкана оказалась и личная жизнь. Более 50 лет – супружеский стаж Анатолия и Любови Шороховых. У них дочь Инна, два внука Василий и Иван, правнуки-двойняшки Катя и Роман. «Им уже по 14. Граждане России!», – с гордостью говорит А.Ф. Шорохов.

Своеобразным наказом всем восприняла я ещё одно полотно А.Ф. Шорохова. Уже записана беседа, сказаны слова благодарности, переданы со мной письма друзьям в Ишим и портрет А. Никитина в школу № 1. И тут Анатолий Фёдорович снимает со стены белую ткань, а под ней картина «Благовесть». Снова на первом плане – Женщина, Пресвятая Богородица. Снова философское осознание времени, желание, чтобы царили в мире жизнь по свету и духу, вера в то, что путь один – творить красоту.

Людмила Марикова.

Фото автора.

Автор: Людмила Марикова.