Второй год вагайское учительство работает в условиях реализации социального договора, назначение которого – способствовать наиболее успешному внедрению в практику работы школ новых федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающих новую цель образования, новые технологии обучения, новое содержание образования, в конечном счете, новые требования к подготовке учителя.
О том, как в новых условиях работает педагогический коллектив Птицкого филиала Шишкинской средней школы, рассказала его руководитель О. Ю. Кузнецова
– Ольга Юрьевна, какие направления социального договора в Птицкой школе реализуются наиболее удачно?
– В нашей школе мы стараемся работать по всем трем направлениям социального договора. Но наиболее удачно реализуются два из них: «Профессиональная культура» и «Моделирование средств развития». Работа над их реализацией предполагает решение следующих задач: создание комфортных условий для обучения и отдыха участников образовательного процесса; создание открытой образовательной среды; развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей учащихся, интересов и исследовательских навыков, коммуникативной культуры через урочную и внеурочную занятость; развития профессиональной и личностной культуры педагогов; совершенствование педагогических методов и приемов.
– Ключевой фактор развития профессиональной культуры педагога – ориентация на продуктивные формы работы. Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее перспективны и какие применяются в практике работы учителей Птицкой школы?
– К их числу надо, по‑моему, отнести «Большую перемену», квесты, флеш-акции, клубы по интересам. В нашей же школе наиболее удачно реализуются мастер – классы, «Большая перемена», дни открытых дверей, единые методические дни. Педагоги посещают хобби – студию «Вдохновение», клуб по интересам «Жемчужина», спортивную секцию. Находят применение в практике воспитательной работы флешмобы, акции, посвященные здоровому образу жизни, изучению Правил дорожного движения, знаменательным и памятным датам календаря. При проведении педсоветов, совещаний, родительских собраний широко используется опыт как своих педагогов, так и коллег из других школ.
– Заданные социальным договором стратегии позволяют педагогическим коллективам относиться к ним творчески, привнося собственные идеи. В последнее время рождаются все новые и новые образовательные инициативы: педагогическая 20‑минутка, уроки в трансформируемом пространстве, педагогический субботник, единый методический день и т. д. Пожалуйста, расскажите поподробнее о некоторых из них, применяемых в практике работы птицких учителей чаще других.
– Прежде всего – о едином методическом дне. В прошлом учебном году на базе нашей школы проведено четыре ЕМД, куда мы приглашали директоров школ, их заместителей, методистов управления образования, учителей школ района. В рамках этих дней были проведены следующие мероприятия: педсовет «Творчески работающий учитель, какой он?», круглый стол «Ярмарка профессиональных идей», серия мастер-классов с использованием современных технологий. Назову лишь некоторые из них: урок-театр «Молчаливая выразительность», урок математики по теме «Деление» (с использованием технологии проблемного изложения); интегрированный урок физики – географии по теме «Влажность. Определение и применение»; литературная гостиная по творчеству К. Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»; психологические тренинги с целью предотвращения эмоционального выгорания, по сплочению коллектива. Педагоги нашей школы продемонстрировали свои увлечения и постарались передать приобретенные умения и навыки коллегам – участникам единого методического дня. Так, например, Нефедова Н. П. показала, как можно изготовить женские украшения из фетра, Утяшева Л. Г. – «подкову счастья», Кузнецова М. А – «волшебную» шляпку-игольницу, научила вышивать лентами и т. д.
Отдельно хочется рассказать о проводимых в нашей школе уроках в трансформируемом пространстве. В 2015‑2016 учебном году педагогами нашей школы было проведено 18 таких уроков. За первую четверть нынешнего учебного года проведено уже четыре подобных урока. Уроки – экскурсии, воспитательные выезды, урок математики в школьной столовой по теме «Дроби» (Мингалева В. Н.), урок русского языка в спортивном зале (тема «Числительные», Мусина Г. М.), урок геометрии на школьной площадке (тема «Площадь фигур», Кузнецова М. А.), урок ОБЖ на территории спортплощадки (тема «Поисково-спасательные работы», Южаков П. В.), урок литературы в сельской библиотеке (тема «Добро и зло в сказке Андерсена «Снежная королева», Нефедова Н. П.), урок истории в спортивном зале (тема «Олимпийские игры», Тимирова Л. М.), квест-игра по географии (тема «Великие географические открытия») и т. д.
Не могу не похвастаться и организацией наших «свободных пятниц». Со времени реализации социального договора, с сентября 2015‑го, их проведено около 30. Расскажу о наиболее удачных и интересных из них. «Пятница добрых дел» (апрель): утро началось с приветствия и пожеланий доброго дня девочкам и учителям мальчиками. Оригинальную идею воплотил Пауст Никита, он в образе Деда Мороза подарил Новый год весной. Дети рассказывали стихи, пели песни, водили хоровод и получали сладкие призы, обещали Деду учиться на хорошо и отлично.
«Праздничная пятница» прошла в мае: в этот день все пришли нарядные и красивые, так как были приглашены на бал в дом культуры. Учились танцам, танцевали вальс, рок-н-рол, буги-вуги, твист, играли в русский народный «ручеек». В итоге получили огромный заряд бодрости и позитивное настроение.
Проводили и «цветные пятницы»: дети приходили в школу в черном, в клеточку, в зеленом, в красном, в цветочек и т. д. «Пятница» – это не только цвет одежды или аксессуаров, но и самые разные тематические задания согласно цвету: экологические, интеллектуальные, творческие… Интересно прошли «спортивная», «трудовая», «цифровая» пятницы. Ко всем этим мероприятиям педагоги школы подходили творчески, искали и находили неординарные идеи и пути воплощения и реализации замыслов в процессе их проведения.
– Насколько, на Ваш взгляд, действенен единый методический день как механизм повышения квалификации учителей?
– Подобный вопрос я задавала своему коллективу. Ответ был неоднозначный. Но подавляющее большинство считает, что проведение ЕМД способствует повышению педагогического мастерства. Правда, его подготовка требует много времени. Кстати, 10 декабря на базе нашей школы прошел ЕМД для учителей нашего куста.
– Социальный договор включает в себя, кроме того, и требования к условиям его реализации. Как Вы оцениваете условия вашей работы, в том числе и с точки зрения материально-технического обеспечения?
– Конечно, материальная база нашей школы оставляет желать лучшего. Не хватает технических средств, нет интернета, современного лабораторного оборудования, для реализации внеурочной деятельности по ФГОС нет наборов по конструированию, моделированию. Но благодаря энтузиазму педагогического коллектива школы всегда находим выход: сотрудничаем с другими школами, многое делаем своими руками из подручного материала. И считаем, что безвыходных ситуаций нет.
– Одной из важных целей социального договора является привлечение ресурсов общества для развития образовательной среды. Можно ли из ваших слов сделать вывод о том, что педагогический коллектив школы, родительское сообществ и местная власть готовы к сотрудничеству?
- Скорее, да. В реализации социального договора огромную помощь и поддержку оказывают нам сотрудники Птицкого дома культуры Токарева И.П. и Южакова В.П., культорганизатор Бушминского клуба Мингалева С.Ю., библиотекарь сельской библиотеки Гумерова А.С.