Юбилей печатного издания для творческого коллектива и руководителя, а также ветеранов журналистики - прекрасный повод задуматься о настоящем и будущем районной газеты, да и современной журналистики в целом.
Представляем вашему вниманию интервью с главным редактором газеты «Уватские известия» Валентином Поспеловым.
- Валентин Тимофеевич, вы во главе газеты с 2001 года. Какие сильные стороны «Уватских известий» были тогда и остаются сейчас? Удалось ли сохранить традиции и что привнесли в газету?
- Когда в 2001 году возглавил редакцию, «Уватские известия» были признаны газетой года на первом областном фестивале журналистов. Главной целью своей работы тогда поставил не снижать достигнутой планки. Сильной стороной, на мой взгляд, являлась популярность газеты среди жителей района. Прямолинейность, критический подход творческих журналистов В. Бронникова, В. Телегина и других работников делали газету «задиристой», а лирические и даже, можно сказать, поэтические очерки и зарисовки Л. Кориковой, М. Медведевой, Н. Пелех открывали перед читателями душевную сторону жизни. У газеты есть хорошие традиции, и их сохранение делает ее не просто читаемой, а более весомой и зрелой.
Сейчас газета не остается в стороне от событий в политической и общественной жизни района. На ее страницах уже молодое поколение журналистов старается донести до читателя свое видение окружающего мира. Оно с этим успешно справляется.
Звание лучшей газеты года «Уватские известия» подтвердили в 2010 году на очередном фестивале тюменской прессы. Ежегодно работы журналистов становятся победителями и призерами различных областных и всероссийских профессиональных конкурсов.
- Вы себя видите больше руководителем общественно-политического издания или редактором делового, познавательно-просветительского направления? Что вам интереснее делать самому и на что вы ориентируете творческий коллектив редакции?
- Руководитель информационно-издательского центра, по моему убеждению, не может не быть политиком. В советское время редактор районной газеты был членом бюро райкома партии. Власть признавала огромную роль СМИ в процессе формирования общественно-политического мировоззрения граждан. Как педагог по образованию и по сути больше склоняюсь к познавательно-просветительской функции районной газеты.
Широкое проникновение в нашу жизнь интернета, телевидения ускоряет доступ к новостям. Из электронных, то есть сетевых СМИ о произошедшем событии мы узнаем в течение нескольких часов, но за короткими строчками о событии мы не видим людей, их внутреннего мира. Газета раскрывает события и их героев во всех красках и оттенках.
- Крупные издания переживают времена турбулентности, будущее неясное, да и давление на редакторов и журналистов оказывается колоссальное. Эхо информационных войн доносится ли до глубинки? И как вы этому противостоите?
- Крупные издания ориентированы на потребителя, собирательный образ читателя или зрителя. В отличие от них районная пресса ведет прямой диалог, подчеркиваю диалог, со своими читателями. Я выхожу из редакции, иду по одной улице с Иваном Ивановичем, стою в очереди в магазине с Марией Степановной, вижу их глаза, здороваюсь с ними - они наши читатели. Мы, прежде всего, работаем для них и по их запросу, запросу общества.
- В структуре управления СМИ Тюменской области произошли изменения. Что вы о них скажете, и как они влияют на издание?
- В конце прошлого года произошли изменения в структуре управления средствами массовой информации Тюменской области. Само понятие управление подразу-мевает воздействие на процессы. Управленческий процесс никогда не стоит на месте: что-то совершенствуется, что-то меняется - от этого не уйти. Это поступательный процесс развития. Надеюсь, что традиции сохранятся, не уйдет преемственность, а новое будет только на пользу СМИ, в том числе и нашему информационно-издательскому центру «Уватские известия».
- Сегодня интернет перетягивает на себя одеяло. Об этом свидетельствует и динамика подписки на печатное издание. Но интернет в погоне за трафиком вынуждает роботизировать тексты, что, возможно, отдаляет их от уникального стиля автора, от журналистики, если хотите. И это наступившее будущее. Думаю, вы уже нащупали то поле, баланс между описанием правительственных решений и обычными читателями с волнующими их вопросами?
- Если говорить об одеяле, то, скорее всего, это поле, информационное поле, и оно безграничное и в большинстве своем непаханое. Традиционное печатное издание имеет свое лицо, определенный стиль и даже энергетику. И скажу прямо: динамика подписки за последние годы не свидетельствует о тенденции самоликвидации газеты. У нас есть преданные читатели, которые тихим зимним вечером любят в уютном кресле, перелистывая хрустящие страницы «районки», предаться чтению статей и очерков о новом ФАПе в соседнем селе или о проложенных метрах нового газопровода. Да даже узнать о житье-бытье своего земляка из отдаленной деревни!
В этом году в мировой паутине мы зарегистрировали новое СМИ - сетевое издание «Уватские известия». Сочетание оперативности сайта и душевности печатной газеты дает полную картину информационной составляющей района.
- Как вы добиваетесь, чтобы журналисты искали творческие пути развития, писали собственные уникальные новости и статьи?
- Когда я пришел в редакцию газеты, меня поразило творческое начало, живущее в каждом сотруднике. Водитель прекрасно знает репертуар Высоцкого, а заведующий отделом социальных проблем пишет стихи и исполняет романсы. В этом окружении чувствовал себя новичком.
С годами пришел опыт, сформировался свой стиль работы. И уже хочу видеть творчество от нового состава редакции. А молодежь она всегда творческая. Нужно только ей помочь проявить себя. Земляки, читая ту или иную статью в нашей газете, слышат голос автора, его интонацию. А это дорогого стоит.
- У газеты всё хорошо с содержанием, но иногда плохо с «упаковкой». Редакторы занимаются не только содержанием, но и этой самой «упаковкой». Выполнять несколько ролей очень трудно. За годы работы происходили ли творческие выгорания? Как вы с ними боретесь?
- Когда повар подает в ресторане блюдо посетителям, он думает не только о том, чтобы оно было вкусным, но и чтобы радовало глаз. Так и с газетой. Хорошая статья без фотографии не может привлечь внимание читателей. Ведь как человек читает газету? Он посмотрел на заголовок, потом на снимки и, если они его заинтересовали, приступил к чтению. Эти догмы дизайна учитываются с особой строгостью и в нашей редакции. А творческий порыв не тяготит, не выжигает! Творчество заводит, от него испытываешь драйв.
- Вы с оптимизмом смотрите в будущее профессии журналиста?
- Когда баба Маня рассказывает деревенские новости соседке, она в какой-то степени работает журналисткой. Поэтому, пока будет спрос на свежие новости, есть будущее и у журналистики. А в каком виде: в печатном, в электронном или в цифровом они выходят - это второстепенно.