Медиакарта
7:34 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Перед именем твоим

В 1998 году в посёлке именем Шабалиной была названа новая улица. Мария Николаевна внесла огромный вклад в районное образование. Руководила Евсинской школой, школой № 1. Под её руководством создавалось педагогическое училище.

Мария Николаевна Шабалина жила в Евсино в большом крестовом деревянном доме еще дореволюционной постройки. Возле дома росла огромная сосна. Жила она с мамой Таисьей Петровной, с детьми Эдиком и Идой. Эдик был мне ровесник, с 1937 года, учились мы вместе и сидели за одной партой – первой, напротив учительского стола. Мария Николаевна держала сына очень строго. Его редко можно было увидеть с ребятами на улице. Его дорога – дом-школа-библиотека. Младшую Иду она баловала.

Вспоминаю один эпизод из школьной жизни. В пятом классе пишем изложение. На следующем уроке идёт работа над ошибками. Эдик наделал какие-то ошибки – она его отчитывала перед всем классом так, что её чёрная красивая уложенная чёлка разлетелась. Я сижу рядом, замерев, и с состраданием смотрю на Эдика: эх, нелегко быть сыном учительницы. И вдруг Мария Николаевна, видимо, поняла, что уже перебор, засмеялась. Класс был в недоумении, почему она так резко сменила гнев на милость.

Мария Николаевна не оставляла без внимания ни плохих, ни хороших поступков учеников, учителей, технического персонала. Техничка не вымоет как следует порог – получит строжайшее замечание.

В нашем 5 «Б» классе учились Паша Лутошкин и Толя Батурин. Однажды на перемене игра переросла в потасовку между мальчишками. Они подрались, одному из ребят досталось очень сильно. Шабалина срочно вызвала прокурора из Голышманово. Была организована общешкольная линейка. Прокурор перед всеми провела беседу и объяснила, чем подобные поступки могут закончиться.

Был у нас в школе учитель Давид Давидович Яук – отличный преподаватель арифметики и математики, добрейшей души человек. На уроках арифметики дисциплины не было. В классе учились переростки из Никольска и Покровки. В школу детям из этих деревень надо было ходить пешком за многие километры, поэтому родители учиться их отправляли позднее. «Дяди» и «тёти» сидели на задних партах, мешали вести урок. Может и не из-за них, но мы услышали, что учителя переводят в Голышманово.

Жил он на квартире у Южаковых, где сейчас коновязь, в сторону моей деревни Одина. И мне с ним было по пути. Как услышала, что уедет любимый учитель, утром следующего дня зашла к ним, встала у порога, а слова сказать не могу, разревелась – жалко расставаться. В этот же день состоялась общешкольная линейка, конечно, не по поводу моих слёз. От Южаковых уже все в школе узнали о моём поступке. И между делом Мария Николаевна отметила: «Вот так надо любить своих учителей!» Все мы запоминали любое замечание или похвалу со стороны директора на долгие годы, побаивались её гнева и уважали безгранично. А она делала замечания по любому поводу. Ученик, допустим, поздоровается на бегу, остановит обязательно: «Кто здравствуйте? Надо сказать: здравствуйте, Мария Николаевна!»

Времена были тяжёлые, послевоенные. Дети были полуголодные. Некоторым и в школу-то не в чем было ходить. Училась в нашем классе Аня Бачинина. Жила она в Евсино, но не пришла как-то на занятия. Тут же учителя узнали, что не в чем ей было идти в школу. И вот Мария Николаевна пришла к нам в класс и спросила: «Кто даст свою одежду Бачининой?» Я вызвалась сразу.

Мария Николаевна любила свои предметы – русский язык и литературу. Уроки проходили ровно, объясняла очень интересно и доходчиво, рассказывала увлечённо. Уроки всегда вела на ногах, прохаживалась туда-сюда, потирая ладонь о ладонь, иногда останавливаясь. Урок на тему поэзии А.С. Пушкина я запомнила навсегда. Уж очень хорошо читала она «Колокольчики звенят», «Зимнее утро», где тр-р-рещала затопленная печь, ну, прямо как у нас в Евсино. Она очень редко шутила на уроке, но делала это тонко и весело, как мы радовались, если это происходило!

Однажды у меня разболелись глаза. Как же забыть, что именно она дала мне немного денег на лекарство. Когда мы закончили 7 классов, приходит Шабалина в класс и спрашивает: «Дети, как вы хотели бы поступить? Выпускной вам сделать или дрова для школы пойдёте пилить?» Мы же были непривычны к праздникам, зато патриоты все! Закричали в один голос: «Дрова пойдём пилить!» Так и отметили выпускной – пилили «дружбой-два», то есть ручными пилами, целый день.

В параллельном нашему классе «А» училась Надя Морозова. Очень активная девочка была. Она потом закончила Тюменский пединститут, несмотря на трудные послевоенные годы. Прошло время, и вот уже Надежда Александровна Морозова – начальник пионерского лагеря «Красная гвоздика» с 1976 по 1981 год. Награждена знаками ЦК ВЛКСМ, профсоюза, медалями «Ветеран труда», к 100-летию профсоюзов России. Мария Николаевна Шабалина все эти годы была в большой дружбе с Морозовой, была шефом пионерского лагеря. В 1981 году на торжественном закрытии летнего сезона Мария Николаевна выступала перед ребятами. Тогда с ней случился удар, её парализовало.

Где бы я ни была, при случае всегда вспоминаю эту замечательную, стойкую, требовательную к себе и другим женщину-педагога.

Автор: Л.Г. Подонина, с. Евсино