Медиакарта
12:49 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ищите друг друга, что бы ни случилось

9 мая 2015 года я пришла на площадь Советов в своём городе Кушва Свердловской области, чтобы посмотреть парад Победы. В колонне «Бессмертного полка» жители города несли портреты родственников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У меня ком к горлу подступил: и мой дед воевал, но место его последнего упокоения дети и внуки не знают до сих пор. А ведь он достоин, чтобы о нём рассказать.

Иван Леонтьевич Жарков – мой дед, родился в деревне Святославке, ныне Голышмановского района, в 1904 году. В феврале 1924 года женился на Елене Фёдоровне Сильванович. На фронт был призван летом 1941 года. Елена ждала ребёнка – седьмого. Сын родился в сентябре, но отца своего никогда не видел. Как рассказывала она, моя бабушка, в 1943 году получила извещение – Иван в июле пропал без вести. Долгое время не было известно никаких подробностей.

После того юбилейного парада Победы я решила найти всю информацию о дедушке. Его фотографию сохранил младший сын, который родился без отца. Полетели запросы в различные инстанции: в Голышмановский военкомат, на интернет-сайты, в Министерство обороны. Ещё много лет назад я услышала репортаж о поисковиках. Там рассказывали о находке личного медальона солдата, полного тёзки моего деда. Меня тогда смутило и сбило с толку название местности, откуда призвали солдат. А позже мы узнали: это нашего Ивана призвали из деревни Свистухи Голышмановского района.

Долгожданный ответ пришёл из Новгородской области. Иван Жарков был захоронен у деревни Заречье, а затем перезахоронен в братскую могилу у деревни Веретье Новгородской области. Я обратилась к руководству Новгородского района с просьбой увековечить память деда на мемориальной доске братской могилы. В моей просьбе не отказали.

Мы решили в этом году поехать в Великий Новгород: я с мужем, дочь Ивана – Галина, а в Нижнем Новгороде к нам присоединился ещё один внук Ивана Леонтьевича – Борис и его жена Светлана. На их автомобиле мы долго искали деревню и место захоронения. Путеводителем была карта автомобильных дорог, расспрашивали у водителей-дальнобойщиков. Больше 1000 километров в одну сторону исколесили мы.

Когда мы нашли братскую могилу, была радость и слёзы. 73 года Иван Леонтьевич числился без вести пропавшим. Среди фамилий на мемориальной плите мы обнаружили имена и фотографии ещё троих его односельчан: Князев К.В. – погиб 10.1941 г., Князев М.Н. – погиб 12.1942 г., Тарасов Г.Г. – погиб 08.1942 г., Русанов И.В. – погиб 1942 г.

Один местный житель рассказал, что между деревнями Заречье и Веретье было большое болото. Немцы не могли перебраться на другой берег: наши части отчаянно оборонялись. Эти населённые пункты входили в район Волховского направления обороны Ленинграда. Тогда немцы решили бомбить с воздуха, а весной из-под снега вытаяло большое количество трупов. В братской могиле деревни Веретье захоронены более 500 человек, во время войны на этом месте был госпиталь.

Из этой памятной поездки я привезла горшочек земли с братской могилы деда. У себя на родине, в городе Кушва, установила памятник из гранита, где увековечила память своего деда Жаркова Ивана Леонидовича, который погиб 08.07.1943 года.

Благодарю всех, кто принимал участие в поисках захоронения стрелка 299-го стрелкового полка Ивана Жаркова, защищавшего свою семью и свою Родину.

Нина ЛУКАШОНОК, г. Кушва, Свердловская область.

Фото предоставлено автором.