Медиакарта
11:28 | 31 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Особые» дети требуют особого внимания

С сентября текущего года в нашей стране введены образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Нормы стандартов распространяются на детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, особенностями психического и интеллектуального развития, пришедших в первый класс в новом учебном году. «Особые» дети должны учиться бок о бок со здоровыми сверстниками в любой школе, которую выберут для них родители. Инклюзивное (включённое) образование – не дань моде, а естественный процесс для морально здорового государства.

– Необходимо предоставить всем детям равные возможности для обучения, «приспособить» образовательную среду к нуждам конкретного ребёнка, – комментирует руководитель психолого-медико-педагогической службы Светлана Иванова. – Стандарты дают возможность выбора вариантов обучения. Например, ребёнку с задержкой психического развития может быть рекомендован как обычный срок обучения в начальной школе, так и пролонгированный (удлинённый), полный или неполный учебный день, щадящий режим учебных и физических нагрузок. С «особым» ребёнком должен работать подготовленный учитель. Педагоги общеобразовательных школ иногда побаиваются заниматься с детьми даже с лёгкими нарушениями развития. На сегодня большинство голышмановских педагогов прошли курсы повышения квалификации по внедрению федеральных стандартов, многие готовы продолжать учиться, чтобы более эффективно помогать «особым» детям адаптироваться в обществе.

В новом учебном году в образовательных учреждениях увеличилось количество социальных педагогов, логопедов, психологов. Это специалисты сопровождения, помогающие детям решать различные проблемные ситуации. Работают двенадцать логопедических пунктов. Создано онлайн-объединение логопедов Голышмановского района в социальной сети «ВКонтакте», которым руководит учитель-логопед ПМПС Наталья Веретенникова. На странице в группе публикуются методические материалы, идёт обмен авторскими наработками, можно задать вопрос и получить ответ. Но специалистов сопровождения недостаточно. Так, логопедическая помощь оказывается лишь 58 процентам детей от общего количества обследованных детей. В перспективе необходимо подготовить тьюторов – педагогических работников, оказывающих специальную индивидуальную помощь ребёнку с ограниченными особенностями здоровья, без которой он не в состоянии получить образование.

– Трудностей ещё хватает: с материально-технической базой, кадрами, формированием доступной среды, – отметила Светлана Анатольевна. – Проблематично в наших школах обучать глухих или слепых детей, колясочников. На это требуется время, пошагово двигаемся к поставленной цели.

В Голышмановском районе статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» имеют чуть больше двухсот детей, почти половина – с интеллектуальными нарушениями.

В этом учебном году семнадцать детей с особенностями развития стали первоклассниками, из них двенадцать имеют инвалидность. Ребятишки обучаются по новым федеральным стандартам. Для них определены виды и формы коррекционной работы, организованы занятия.

Государство всячески пытается продвигать инклюзивное образование, к сожалению, наше общество к этому ещё не всегда готово. Нередки рассуждения: чему, мол, и как в обычной школе можно научить неговорящего аутиста, или слабослышащего, или ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью?

Как показывает практика, многое возможно, если проявлять терпение, любовь и заботу. У Натальи Решетовой из деревни Одина «особый» ребёнок.

– Мы заметили в три года, что наш сын развивается не так, как другие, – рассказывает она. – Совсем не говорил, внезапно мог упасть и биться о пол. Педиатр отправила нас в Ишим на обследование, после которого Диму поставили на учёт с диагнозом «задержка речевого и психического развития», под вопросом до сих пор остаётся аутизм. Прописали лечение на полгода, но улучшений не было. Направили к тюменским докторам, они дали ребёнку группу инвалидности, проблемным оставался вопрос обучения. Несколько раз были на комиссии, возили сына на обследование в Тюмень. Специалисты сомневались в целесообразности обучения. Я почти отчаялась, в феврале сыну исполнилось уже девять лет. И вдруг мы услышали его первые слова: мама, папа, айда. Ко всем в семье стал обращаться по именам. Об этом прогрессе сразу сообщила Светлане Анатольевне Ивановой. Нас поддержали, рекомендовали обучение по специальной индивидуальной программе развития, главная задача которой – научить реагировать на обращённую речь и навыкам самообслуживания. Педагог Евсинской школы Светлана Васильевна Ганус приезжает к нам два раза в неделю и занимается с Димой по полчаса. Сын любит развивающие игры, в одну и ту же второй раз не играет. Сначала он настороженно встретил учителя, теперь уже ждёт её и занимается с радостью, стал терпеливее и усидчивее. Есть подвижки, поэтому добавили ещё одно занятие. Однажды мы обнаружили, что Дима, оказывается, умеет читать. До сих пор не понимаем, как научился. Зрительная память у него отличная, наверное, просто запоминает слова. У сына есть сенсорный телефон, он фотографирует, снимает видео, любит записывать себя на диктофон, потом прослушивает. Пишет печатными буквами и считает до ста. Думаю, к концу учебного года будет больше достижений. В общественных местах и транспорте по-прежнему чувствует себя неуютно, очень ранимый, чувствительный и любит быть один, но я стараюсь выводить его из дома, чтобы учился контактировать с людьми. Конечно, есть проблемы, но ведь и успехи тоже.

У Лидии Матвеевны (имя изменено) из посёлка Голышманово ребёнок имеет серьёзные нарушения развития. Обследовались в раннем возрасте, получили необходимые рекомендации, пытались их выполнять. В психолого-медико-педагогической службе отдела образования предложили занятия с педагогом-дефектологом Натальей Валерьевной Межецкой, с радостью согласились. Ребёнок начал понимать активную речь, благодаря чему стало возможно обучение в школе. Первого сентября пошли в первый класс коррекционной школы № 3.

– Страшно было за ребёнка, плакала, боялась, что его будут обижать, он такой беззащитный, – делится своими переживаниями Лидия Матвеевна. – Педагоги школы успокаивали меня, говорили, всё будет хорошо. Поверила, и не зря. Мой ребёнок с желанием идёт в школу, улыбается, тянется к учителю. В классе семь ребятишек. Они относятся друг к другу по-доброму. Часто болеет простудными заболеваниями, дополнительно с ним занимаюсь дома. Буквы обводим, картинки, любит собирать пазлы. По вторникам в школе у него занятия с логопедом и психологом. Хорошо, что у нас специализированная школа, где дети с проблемами здоровья могут чувствовать себя комфортно.

Помните рекламный слоган государственной программы «Доступная среда»: «ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛЯТСЯ!» Тем более не делятся ДЕТИ на полноценных и неполноценных.

– Детей с проблемами развития нельзя держать взаперти. Если позволяет здоровье, нужно приводить на массовые мероприятия – их в районе организуется много, не боясь никаких осуждений, – подчеркнула руководитель ПМПС Светлана Иванова. – Не надо думать о том, что скажут другие. Надо действовать в интересах своих детей, которых обязательно нужно учить жить в социуме. Инклюзивная среда пойдёт на пользу и обычным детям. Общаясь с «особыми» детьми, они становятся более заботливыми. Ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям.

Инклюзия – это не про жалость, не про сострадание. Инклюзия – это признание индивидуальности каждого ребёнка и построение общества без крена в сторону сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных.

Автор: Оксана ТИТЕНКО