Праздничным крещенским утром даже деревья принарядились: после оттепели ударил морозец, и каждая веточка разукрасилась белыми кружевами. Верующие, шагая крестным ходом до реки, любовались пушистыми соснами, синью неба. Объединённые одним порывом люди не замечали ни холода, ни длинного пути. «Господь не во времени, – сказал батюшка Анатолий, – мы словно повторяем путь Христа к реке Иордан, где он принял Крещение от Иоанна Крестителя, чтобы непосредственно участвовать в этом давнем евангельском событии...»
Одна женщина отстала, предлагаю помощь, а она благодарит и отказывается: «Дойду с Божьей помощью!» и твердит Иисусову молитву.
Вера приехала на праздничную службу из Ражево, до трёх часов ночи не спала, собиралась, готовилась:
– В прорубь не окунаюсь, так крестным ходом пройду, – доверительно сообщает она, – потружусь во славу Божию…
Священники говорят, что купание в проруби не относится к числу церковных таинств, без которых жизнь во Христе невозможна. Это решение каждый принимает сам. Православный человек спокойно идёт от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И ко крещению готовятся неспешно, решая в семейном кругу, кто сподобится окунуться в иордань, а кто по малолетству или немощи только омоет лицо или примет крещенскую водичку как духовное лекарство...
Спуск к реке: организаторы предусмотрительно сделали ступеньки. Запах свежей соломы, дымящийся чай, большая отапливаемая палатка. Плотным кольцом встали на молебен. Батюшка Анатолий троекратным погружением креста освятил воду.
– Когда Христос принимал Крещение, в Палестине было жаркое лето. А мы с вами живём в Сибири, где трещат сибирские морозы. Но у нас сердца горячие, вера горячая. Когда впервые организовали купель, не так много было желающих искупаться, но с каждым годом всё больше людей приобщаются к этой традиции. Самое трудное – решиться. Когда крестным ходом идёшь, замёрзнешь, кажется, нет, не буду купаться, а отстоишь молебен –все сомнения исчезают. Храни всех Господь!
Супруги Бариевы из Боровлянки каждый год приезжают в посёлок на Крещение: старший внук Дима купается десять лет подряд. Парню сейчас восемнадцать. Интересуюсь, как ощущения:
– Не холодно, тело горит. Из проруби выйдешь – так хорошо, бодрость, лёгкость!
Подхожу ещё к одному мужчине, окунувшемуся в иордань. Очень серьёзен и сосредоточен он был в тот момент. Говорит, окунулся впервые. Долго готовился, настраивался. Вера в Бога, признался, спасла от алкогольной зависимости, второй год не пьёт.
Священники советуют не относиться к крещенской воде и купанию в проруби, как к чему-то магическому: искупался – освободился от грехов, выпил водички – исцелился. Церковь знает только один способ избавления от грехов – покаяние и причастие. Люди, пришедшие за водой в Крещение в церковную ограду, заходили в храм, кто-то, может быть, впервые. Ставили свечки, интересовались, когда можно покреститься, что для этого нужно. Они ещё сюда вернутся, поспешившие к воде, словно изжаждавшиеся путники. Может быть, для кого-то погружение в воду станет символом обновления, чтобы после этого постараться жить по Божьим заповедям. Из Евангелия нам известно, что Иисус Христос после крещения в водах Иордана постился сорок дней в пустыне, непрестанно молился. Лукавый явился, искушая Христа. Испытывающему голод Иисусу он предлагает превратить камни в хлеб. Не вступая в спор с сатаной, Господь сказал, что не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Во втором искушении, поставив Христа на крыле храма, сатана предлагает броситься вниз, ибо написано, что Ангелы понесут тебя на руках. Это попытка сыграть на честолюбии: броситься на глазах у всех с высокого храма, чтобы ангелы подхватили в полёте. Это было бы ярким подтверждением Божией силы. Но Спаситель не поддаётся и отвечает, что написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Об этих словах надо помнить, подходя к ледяной купели. Если хочешь потешить свою гордыню, показать свою удаль – толку не будет. И если не здоров, чтобы вынести это испытание, зачем искушать Бога, ожидая от него чуда? Господь готов и чудо сотворить для верующих в него, но только тогда, когда есть действительная опасность, когда требуется спасать. Верующие, искренне стремящиеся в день Богоявления быть ближе к Богу через воды иордани, получают благодать. И для них в этой решимости нет никакого геройства, для них это – как идти навстречу Христу по водам.
Фото Алексея Бодрова