Кто хотя бы раз побывал в студенческом отряде, отказавшись от летних каникул, родительской опеки и маминых кулинарных вкусностей, подчинив себя строгой рабочей дисциплине и коллективному труду, никогда не забудет этого непростого, но счастливого времени своего становления и взросления.
Говорят, что стройотрядовское движение зародилось в стране Советов ещё в начале 30-х годов прошлого века. Массово же и добровольно студенты поехали осваивать целину в 50-60-е годы. Но бум стройотрядовский пришёлся на время 70-80-х, когда гремели комсомольско - молодёжные стройки, куда студенты ехали не только «за туманом и запахом тайги», но и подзаработать.
Мой первый стройотряд (а всего их было три) случился в 1976 году. Первый курс в пединституте подходил к концу, впереди маячила пионерская практика на побережье Чёрного моря, а потом законные каникулы. Но когда ты грезишь стройотрядом ещё со школы, а потом слушаешь рассказы старшекурсников об этой жизни – какое может быть побережье! Море ведь никуда не денется, а время студенчества, увы, лимитировано, поэтому альтернативы стройотряду у меня просто не было.
Нам так хотелось в стройотряд, что мы с подружками не только сессию досрочно сдавали, но и параллельно отрабатывали практику в пришкольных лагерях. И вот практика пройдена, зачётка в кармане, форма стройотрядовская подогнана по фигуре, а на руках документ, дающий право работать штукатуром-маляром второго разряда. И поезд уносит тебя в сторону Тюмени на лесоперевалочный комбинат, ТЛПК (это район лесобазы), где нам предстоял ремонт двух-этажного административного здания.
В тот год руководство ТЛПК приняло восемь или девять студенческих строительных отрядов (в основном с Украины), наш «Эльдорадо» был единственным местным, в котором, ко всему прочему, числились одни девчонки. Работали все отряды на разных объектах (кто опалубку под фундамент делал, кто цемент разгружал, кто бетономешалку осваивал, а кто штукатурил…), но жили одним большим палаточным лагерем с удобствами, разумеется, на улице. И никого бытовые проблемы по большому счёту не напрягали.
А по вечерам, изнурённые несвойственным физическим трудом, но умиротворённые сытным ужином, мы собирались к большому общему костру на посиделки и разговаривали. И куда-то уходила усталость, и исчезал сон, и положительные эмоции били через край. В зависимости от общего настроения и гитара звучала. Сколько новых песен было разучено, сколько старых перепето, сколько баек и анекдотов рассказано!.. Здесь, у костра, писали письма домой, сочиняли стихи, вели дневники, чинили выходящую из строя рабочую одежду, влюблялись и мечтали. Иногда расходились далеко за полночь, а утром труба опять звала на трудовые подвиги.
Почему отряд назывался «Эльдорадо»? У Вольтера есть повесть «Кандид», в которой главный герой мечтал о стране всеобщего счастья и довольства – Эльдорадо. Наверное, эту страну в масштабах своего стройотряда мы и создавали. Удалось или нет – каждый решал сам. Но стройотряд сплотил, сдружил и научил конкретной работе руками. А мастерство, как известно – никуда не денется, если оно у тебя есть, и всегда пригодится. И жизнь это многократно подтверждала.