Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений образовательного процесса. Её успешность зависит от взаимодействия с учащимися, где главными аспектами являются выявление способностей, создание условий для их развития и результативность, т. е. реализация потенциальных возможностей.
В школах города уже несколько лет существуют научные общества учащихся, цель которых – поддержание интереса детей к предметам, вовлечение их в научную деятельность. Школьники под руководством опытных наставников готовятся к олимпиадам, занимаются исследовательской работой в разных областях знаний. В последнее время возрастает интерес к науке, с каждым годом участников научного общества становится больше: в 2014 году их было 1 439, в 2015 – 1 533, а в 2016 году – уже 1 726.
Различные направления в работе с одарёнными детьми использует городской методический центр. Главные из них – участие в интеллектуальных мероприятиях различного уровня: научно-практические конференции, исследовательские форумы, учебно-научные школы, а также олимпиадное движение и перспективное робототехническое направление.
Олимпиадное
движение
По словам ведущего специалиста по общему образованию и инновационной работе МКУ «Ишимский городской методический центр» Оксаны Менг, традиционно одним из самых значимых мероприятий олимпиадного движения является Всероссийская олимпиада школьников, которая в этом учебном году представлена 24 предметами. В образовательных учреждениях состязания прошли в сентябре–начале октября, по результатам которых на муниципальный этап вышли 1 097 учащихся 7–11 классов.
– В этом году ребята наиболее интенсивно готовятся к участию в олимпиадах: в каникулярное время в школах велась работа предметных групп под руководством высококвалифицированных педагогов, имеющих опыт специальной подготовки к состязаниям такого уровня. В период с 12 по 22 февраля пройдёт ре- гиональный турнир, участие в котором примут 50 ишимских школьников. В марте–апреле состоится заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, – отметила Оксана Васильевна.
Интеллектуальные состязания
Доброй традицией стало участие школьников в форуме молодых исследователей «Шаг в будущее», в рамках которого проходят городские, региональные, федерально-окружные соревнования. В конце ноября–начале декабря прошлого года команда из Ишима побывала на мероприятии уровня УрФО, прошедшем в Челябинске, где очень достойно выступила: все трое участников заняли первые места. Дарья Учаева, ученица 11 класса школы № 4, и Владислав Баранов, ученик 8 класса школы № 8, получили академические медали, а учащаяся 10 класса школы № 5 Екатерина Ведерникова – сертификат участника Всероссийского этапа форума «Шаг в будущее».
Набирает также популярность и олимпиада по общеобразовательным предметам «Менделеев». Сейчас в школах города проходит заочный этап, по результатам которого будут отобраны претенденты для участия в очном туре в Тюмени.
– Ежегодно учащиеся 4–8 классов участвуют в областной олимпиаде «Юниор». А в текущем учебном году ишимские школьники впервые побывали на межрегиональном химическом турнире, проходившем в Тобольске, и вошли в тройку лидеров. Кроме того, ишимские школьники – постоянные участники учебно-научной школы, работу которой курируют департамент образования области и Тюменский государственный университет. Так, в период зимних каникул на базе «Ребячьей республики» ТюмГУ организовал профильную смену по математике и физике «Квадрат Декарта». Её посетили четыре ишимских школьника, ученик 8 класса школы № 8 Владислав Баранов отмечен дипломом II степени, – продолжила Оксана Менг.
Робототехника
в школах
и детских садах
Важным и перспективным направлением в работе с одарёнными школьниками в настоящее время является робототехника. В сентябре в Ишиме на базе школы № 8 открылись «АйтиЛаб» и класс роботехники, способствующие развитию навыков программирования. В целях популяризации данного направления в октябре городской методический центр и школа № 8 совместно организовали гонки роботов. Здесь в двух номинациях – «Лучший оператор робота» и «РобоКвест» (дети сами изготавливали, программировали роботов и проходили трассу) – состязались 17 учеников школ №№ 5, 7, 12, 8 и общеобразовательного лицея.
– Значимым событием для нас стало достойное выступление в октябре 2016 года на чемпионате по робототехнике на кубок губернатора Тюменской области. Воспитанники Олега Цвырко Руслан Сухачёв (11 класс, школа № 1), Владислав Баранов (8 класс, школа № 8) и Даниил Тарасенко (10 класс, школа № 8) получили дипломы финалистов и ценные призы. Активное участие в состязаниях по робототехнике и программированию продолжится и в наступившем году: в январе ишимские школьники побывают на мероприятии «РобоФест Тюмень 2017», а в феврале – «JuniorSkills», – подчеркнула Оксана Васильевна.
Также она добавила, что в нынешнем учебном году в данном направлении активизировали работу и дошкольные образовательные учреждения города. Первыми «ласточками» стали детские сады №№ 5, 19 и 24. Здесь оборудованы специальные кабинеты, где проходят занятия с воспитанниками по основам роботехники и лего-конструированию.
Привлечь внимание общественности, а также показать преемственность в развитии роботехнического направления, начиная с детского сада, постарались организаторы семинара-практикума, прошедшего в декабре на базе школы № 8. Участие в нём приняли администрации образовательных учреждений города, педагоги и представители родительской общественности.
В теоретической части выступавшие представили свои доклады, в которых поделились опытом в реализации данного направления. Продолжилось мероприятие интересными и познавательными мастер-классами, которые могли посетить все желающие.
Страницу подготовила
Ирина Алпатова.
Фото автора
и из архива редакции.