Медиакарта
0:49 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Энтузиазм народа не имел предела…»

15:10 | 27 января 2017

Утром 10 июня 1907 года из Пекина стартовали пять международных команд на своих автомобилях. Им предстояло пройти более шестнадцати тысяч километров и достичь Парижа в максимально короткие сроки. Путь был необыкновенно сложным даже для нашего времени: бензиномоторам предстояло преодолеть Китай, монгольские пустыни, Сибирь, Европу – большая часть маршрута проходила по местам, где до той поры вообще не видели автомобиля! 

Изначально предполагался следующий маршрут пробега: Пекин –Калган–Урга–Маймачин (Китай)–Кяхта–Култук–Иркутск–Зима–Нижнеудинск–Красноярск– ст. Обь–Омск–Петропавловск–Курган–Златоуст–Бирск–Елабуга–Казань–Нижний Новгород–Вязники–Владимир–Москва–Смоленск–Борисов–Брест–Литовск–Варшава–Кутно (Россия)–Берлин– Кёльн–Брюссель–Париж. Но, как оказалось в дальнейшем, он был несколько изменён одним из участников состязания – автомобилем «Итала», в результате чего жители Ишима впервые в жизни смогли лицезреть на улицах города «железного коня». Экипаж итальянского «мотора» возглавлял сам владелец – 36-летний князь Сципионе Боргезе, один из самых знатных и состоятельных людей Италии, знаменитый альпинист, наездник и автолюбитель. Кроме него, на «Итале» ехали механик Этторе Гвиззарди и журналист Луиджи Барзини. Пережив множество приключений, сопряжённых с большими трудностями, путешественники стали победителями, 10 августа 1907 года достигнув цели – столицы Франции. В 1908 году в Милане вышла книга Луиджи Барзини, посвящённая легендарному автопробегу: «Половина мира, увиденного из автомобиля – от Пекина до Парижа за 60 дней».
Её автор – не только журналист, откликающийся на любые, даже самые мимолётные события сложного пути, но и талантливый писатель, создающий яркие, образные художественные картины. Прежде чем представить мой перевод двух фрагментов этой книги, хочу обратить внимание читателей этой заметки на один примечательный факт, позволяющий сказать: «Всё в мире переплетено и, вероятно, не случайно». Дело в том, что итальянский князь, посетивший Ишим, являлся родным дядей Юлио Валерио Боргезе, известного военного и политического деятеля ХХ века. Юлио Боргезе был женат на Дарье Васильевне Олсуфьевой, родителями которой были граф Василий Алексеевич Олсуфьев и Ольга Павловна, урождённая графиня Шувалова. Помимо Дарьи, в семье были ещё дочери Александра, Мария и Ольга и сын Алексей. Спасаясь от большевиков, Олсуфьевы покинули Россию и поселились во Флоренции, где у них был дом, купленный ещё до революции.
Дарья написала две хорошие книги «Старый Рим» и «Гоголь в Риме». А её старшая сестра Мария прославилась как переводчик русских писателей на итальянский язык. Одним из её переводов стал «Конёк-Горбунок» Ершова. Это адаптированное для итальянских детей издание вышло во Флоренции в 1948 году. Об этом мне и Риккардо Дзакканьини удалось узнать в Италии, во время телефонного разговора с дочерью Ольги Катей Корсини. К сожалению, само издание сейчас является большой редкостью. Два его экземпляра значились только в каталоге флорентийской библиотеки «Маручеллиана», но оказались несколько лет назад утраченными. А это означает, что нас ждут дальнейшие поиски и открытия.
А теперь, наконец, предоставим слово Луиджи Барзини, который поведает нам о пожаре под Абатском и первом автомобиле в Ишиме. Действие происходит 4 июля 1907 года по старому стилю, или 17 июля – по новому.
«Мы переправились через Иртыш на пароме, приводимом в движение четырьмя лошадьми, таком же, как на Томи. Ими командовал великолепный бородатый капитан, сидевший верхом, хлеставший кнутом и кричавший, чтобы заставить лошадей идти рысью.
Мы продолжили свой пробег. Летели часы, чередой менялись верстовые столбы. Мы проезжали через деревушки, избы в которых были покрыты землёй с травой, крыши цвели; казалось, эти хижины вырастали прямо из земли, лишь слегка приподымаясь над лугами.
В десять часов мы заметили на горизонте большой столб дыма. Это было огромное облако, белое по краям, где его освещали солнечные лучи, и тёмное, будто грозовое, со стороны земли. Оно сгибалось и теряло очертания к западу. По мере приближения мы видели его ещё более высоким, густым и широким. Что же горело? Мы не сомневались, что какой-то огромный пожар пожирал селение. Рассмотрели направление облака и сверились с картой. Пожар находился как раз на нашем пути. Возможно, горел Абатск. Нам всё больше казалось, что Абатск в пламени. Абатск был там, именно там.
Мы смотрели с тревожным интересом, ничего не говоря, на это грозовое облако, которое увеличивалось до гигантских размеров, занимая мало-помалу половину неба, время от времени меняя очертания, растворяясь с одной стороны и загустевая с другой. Через полчаса мы увидели, что это была горящая степь. Высохшие травы, кусты предоставили обильную пищу огню, который растекался в сторону запада, поддерживаемый лёгким ветерком.
Мы нашли Абатск невредимым, но встревоженным. Солнце исчезло. Облака дыма затянули всё небо, образовав над нами зловещую тень завесы. То был мрачный свет, предвестник катастрофы. Перед каждым домом стояло множество наполненных водой сосудов – вёдра, кувшины, глиняные корчаги. Группы людей стояли в готовности у колодцев. Селение находилась в состоянии обороны. Все замерли: так ожидают атаки со стороны врага. Невдалеке от домов мужчины копали глубокий ров. Прибывали многочисленные телеги из ближайших деревень, доставляя крестьян, оснащённых лопатами, мотыгами и другими орудиями. Во всём этом просматривался порядок, показывающий хорошую подготовленность: пожары в это время года нередки в степи. Поселяне должны иметь своего рода военный план, чтобы сопротивляться огненному бедствию, и, когда пламя достигает их, этот план приводится в исполнение со спокойствием.
Через несколько минут мы снова очутились под чистым солнцем. Поездка вновь стала монотонной. Мы проехали через несколько песчаных полос, которые напомнили нам о прибытии в Кяхту, и после полудня опять увидели несколько берёзовых лесочков. Берёза здесь начинает расти, принимая свои обычные размеры. Рядом с этими лесочками находился Ишим, место, где мы решили провести предстоящую ночь, – белый и тихий городок. Туда мы приехали в три часа пополудни, преодолев около 355 километров.
Ишим – маленький, одиноко расположенный на равнине, кажется безлюдным. Раз в год он становится большим городом. А после многие строения запираются и никак не используются до очередного повторения этого события. Город известен как центр большой ежегодной ярмарки, которая столь же важна, как Нижегородская ярмарка, – по крайней мере, так уверяют местные жители. Но мы увидели город в длительный период его покоя.
Богатый купец пожелал дать нам приют в своём доме. И мы снова встретились с патриархальной щедростью, какую находили в Кяхте и Иркутске: обильный стол, открытая друзьям и властям дверь. Мы как могли изливали своё уважение к гостеприимному хозяину, и тут нас известили, что народ Ишима жаждет увидеть нас. Не надо заставлять людей ждать, – как в Ишиме, так и в любом другом месте, – особенно когда они просят столь малого. И мы вышли.
Большая толпа заполнила двор, осаждая автомобиль. Наше появление вызвало взрыв аплодисментов. Приняв овации с подобающим достоинством, мы вознамерились вернуться в дом. Но нет, народ не был удовлетворён, чёрт возьми! Он хотел видеть нас мчащимися в автомобиле. Мы прибыли в город так неожиданно, что никто не увидел нашего проезда. Нашим долгом было исправить эту досадную оплошность. Мы сели в автомобиль и в пять минут объехали все улицы. Возвращение во двор стало апофеозом восторга. Энтузиазм народа не имел предела. Я был с силой вырван из своего сидения, поднят на плечи толпы и понесён в триумфальной процессии. Ишимцы приняли меня за князя.
Я закричал толпе, что я не князь, и был освобождён. Но остался неотмщённым: Боргезе уже спасся от народной любви.
…Степь – всегда степь.
В 5 часов утра 18 июля купола церквей Ишима исчезли из нашего взора. Мы покинули маленькие берёзовые леса, что создают оазис из высоких деревьев на берегах реки Ишим (притока Иртыша), и вновь въехали в пространство зелёной плоской равнины».
Татьяна Савченкова.
На снимке фотографа И.С. Шус- тера: встреча в Тюмени князя Сципионе Боргезе (сидит за рулём). На заднем сиденье – Луиджи Барзини. 18 июля 1907 г.

Автор: Татьяна Савченкова.