Уже не первый год в стране практикуется стацио-нарозамещающая технология «Приёмная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов». Это правовая форма принятия в семью пожилых одиноких людей, людей с ограниченными возможностями здоровья.
Они заслуживают уважения
Как-то услышала словосочетание «социальное одиночество» и испытала грусть. Ассоциативно, даже до конца не осознавая, что оно означает. И вот в разговоре с заведующей отделением социальной помощи на дому Комплексного центра социального обслуживания населения Тамарой Анатольевной Платоновой вновь звучит данное выражение. Правда, уже со словами «профилактика», «обслуживание», «программа», «приёмная семья». И разговор приобретает другой окрас.
Человек не должен оставаться один на один со своими проблемами, мы живём в обществе, способном позаботиться о детях и стариках. Вот основная мысль, которую уловила из «Положения о приёмной семье для граждан пожилого возраста», с которым меня знакомит Тамара Анатольевна. В нём определён порядок организации такой семьи, цель которой – профилактика социального одиночества. Даётся определение: «Приёмная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов – форма социального обслуживания, представляющая собой совместное проживание лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги, и организация ухода за лицом, нуждающимся в социальных услугах». То есть речь идёт об обязательствах по содержанию и обеспечению нуждающегося человека необходимым уходом, питанием, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса, оказанию доврачебной медицинской помощи, медицинскому сопровождению, об организации общего быта, досуга на основе взаимоуважения, о создании благоприятного психологического климата – что, пожалуй, важнее всего.
– Люди старшего поколения имеют большой трудовой, жизненный опыт и знания, представляющие определённую ценность для общества. Они заслуживают общей заботы и уважения, – комментирует Т.А. Платонова. – Решение проблемы их социальной защищённости потребовало более активного участия гражданского общества, поиска новых форм социального обслуживания.
Программа стартовала в 2012 году. С тех пор социальное обслуживание в замещающих семьях получили восемь человек из числа пожилых и инвалидов. На сегодня в районе действует четыре семьи.
Одна семья
Мы в гостях у супругов Филатовых из села Юргинское. Татьяна Александровна и Юрий Лаврентьевич встречают очень гостеприимно. У хозяйки замечательная улыбка и мягкий поставленный голос – сказывается многолетняя работа воспитателем детского сада. Хозяин – само радушие, а его манера общения, в которой присутствует добрый юмор, вызывает улыбку. Замечательная пара, которая вместе на протяжении почти сорока лет!
Знакомимся с Людмилой Андреевной Удинцовой. Пожилая женщина, которая весной прошлого года отметила 80-летний юбилей, присоединяется к нашему разговору. Язык не поворачивается назвать эту милую бабушку подопечной (как принято в кругу социальных работников), потому что с первых минут понимаешь: это одна семья.
– Как попала в Юргу? Приехала из Упорово, живу здесь уже несколько лет. Сначала умер единственный сын, позже – муж, осталась одна. Сильно заболела. Первый раз меня парализовало в 2009 году. В 2012 году случился второй инсульт, я неделю лежала без движения, не могла встать. Когда Таня и Юра пригласили меня к себе жить, согласилась. Они и до этого периодически забирали меня погостить. Понемногу, потихоньку пришла в себя после инсульта, нормализовалось артериальное давление, – отвечает Людмила Андреевна на вопросы. – Чем занимаюсь? За мной такой уход, что мне самой остаётся только слушать радио да смотреть телевизор. Читать не могу – зрение не то, так Танюша иногда читает мне вслух. Как живётся? Хорошо. У меня своя комната. Сами видите: тепло, уютно. Дом благоустроенный – Юра и Таня всё делали своими руками.
– Муж много лет трудился в лесхозе на трелёвочнике, получил инвалидность, ушёл по состоянию здоровья. Работал в газовой службе, попал под сокращение. Решили, что работы и дома хватит. Ухода требовало личное подсобное хозяйство – без него в селе никак. Да и дом надо было подновить, подремонтировать, сделать пристрой, чтобы расширить площадь, заменить крышу, обшить пол. Кроме того, провели водопровод, уже семь лет в доме есть холодная и горячая вода, поставили душевую кабину. Хотя с баней ничто не сравнится! – подхватывает разговор Татьяна Александровна. – Мы привезли тётю Люсю, не думая ни о какой социальной программе. Когда случайно узнали о создании приёмных семей для пожилых людей и инвалидов в районе, она уже год жила с нами. Прошли все необходимые процедуры, оформили документы. И официально имеем статус приёмной семьи с 2012 года.
Окружить заботой
Для любого человека важно внимание, а для пожилого – особенно. Дать его, окружить заботой и теплом – в наших силах.
– Я знаю тётю Люсю с детства, жили в одной деревне. Помню, как она и мама, обе небольшого роста, работали на ферме. В резиновых сапогах пробирались по навозу и грязи с пятнадцатилитровыми вёдрами. Доили вручную по три раза в день. Не считаясь с выходными днями и праздниками. Современным операторам машинного доения такое даже представить трудно! А они не просто трудились – участвовали в социалистических соревнованиях, боролись за звание передовиков, стремились повысить производственные показатели.
И Татьяна Александровна рассказывает о том, как Людмила Андреевна, решив изменить судьбу, выучилась на медика, а затем более двадцати лет отработала медицинской сестрой в терапии. Как с мужем, который был шахтёром, жила в Кривом Роге Днепропетровской области Украины. Как, выйдя на заслуженный отдых, вернулась в родной Упоровский район…
О себе собеседница говорит с улыбкой: стаж по уходу большой, всю жизнь за кем-нибудь присматривала. В детском саду – за малышами, за 38 лет работы их столько было – не сосчитать! Дома внимания требовали собственные дети и старики. С супругом вырастили и воспитали двух дочерей – Светлану и Марию. В разное время в доме жили престарелые родители: пять лет – мама Юрия Лаврентьевича, двенадцать – мама Татьяны Александровны, пятый год – тётя Люся. Сейчас частые гости у бабушки и дедушки – двое внуков. А точнее внук Александр, которому двадцать лет, и внучка Карина, которой четырнадцать.
– В марте будет три года, как вышла на пенсию. Признаюсь, мне дня не хватает на всё, что планирую. Мы с мужем в постоянном движении. Это было и раньше, когда жили с печным отоплением и держали крупный рогатый скот, когда занимались заготовкой дров и сена – вручную косили литовкой траву, когда каждое утро таскали из колодца воду вёдрами. Это есть и сейчас. Утро начинаем с управы – свиньи, куры. Юра приводит в порядок двор, я занимаюсь домом – приготовить еду, накормить, вымыть посуду, сделать уборку. Стараюсь выкроить время на любимые занятия – вяжу, шью. Без работы не сижу.
И хозяйка показывает изделия, над которыми трудится сегодня. Это белоснежный шарф, который шлейфом спускается со спиц, и тёмное платье с гипюровой вставкой. Оригинальное, нарядное.
– Шитьё – моё хобби. Но всегда относилась к нему серьёзно. Было время, перестроечные голодные девяностые годы, когда всю семью обшивала: от носовых платков до пальто, включая шапки из меха, зимние куртки, которые называли алясками, – признаётся Татьяна Александровна. И с сожалением констатирует: – Начала терять зрение десять лет назад. С той поры практически перестала шить. Сейчас больше ремонтирую – подшиваю, корректирую, обновляю.
Вещи, сшитые и связанные Татьяной Александровной, – это часть уюта, созданного в доме Филатовых. Как и дизайнерские идеи, воплощённые умелыми руками Юрия Лаврентьевича. Как и обстановка в комнате Людмилы Андреевны, где нашлось место дорогим сердцу пожилой женщины фотографиям и иконкам.