Хотя бы раз в неделю стараюсь выезжать на терииторию какого-нибудь сельского поселения, чтобы встретиться с интересными людьми, а потом о них написать. На этот раз свой выбор остановила на Капралихе... Путь не близкий, но дорога была довольно приличной. Это потому, что все неровности зима постаралась запорошить снегом, которого нынче выпало значительно больше, чем в предыдущие годы...
По обе стороны дороги на белоснежном покрывале часто встречаются следы косуль... Вдруг в воздух взметнулась крупная птица! Я даже не сразу поняла - кто это. Провожая взглядом полёт, неожиданно увидела с десяток таких же пернатых, сидящих на верхушках деревьев... По-моему, это были тетерева. Как здорово! Впервые так близко лицезрела такое их количество! Не думаю, что такая возможность появится летом - среди густых зелёных веток птиц просто нельзя будет рассмотреть...
Так незаметно доехали до места. Первым делом решила посетить образовательное учреждение. С улицы здание больше напоминало двухэтажный жилой дом, нежели школу. К нему вела дорожка, вдоль которой стояли деревья, увешанные кормушками для птиц... Так мило!
Перешагнув порог, оказалась в уютном холле - с диваном и теннисным столом... После проведения всех официальных процедур - предъявление паспорта и занесение фамилии в специальный журнал, меня встретила хозяйка учреждения - Татьяна Евгеньевна Смольникова, в кабинете которой мы и расположились. Я попросила рассказать — как и чем живёт школа и её воспитанники, с каким настроением смотрят в будущее.
- Все новшества, которые сейчас происходят в школе, расцениваем хорошо, - сказала Татьяна Евгеньевна. - Начну с того, что у нас обучается 25 детей, но, несмотря на малочисленность, всё равно считаемся на селе социокультурным центром. Сотрудничаем с теми предприятиями, которые находятся рядом с нами, — сельским Домом культуры, библиотекой. В нашем «книжном царстве» за последние годы мало было обновлений художественной литературы. В основном, это — классика, энциклопедии, а сейчас новые технологии применяются — информационные, поэтому у нас имеется интерактивная доска, у каждого учителя свой ноутбук, вай-фай, ведём электронные дневники... Мы тоже стараемся идти в ногу со временем и создаём благоприятные условия для работы не только детям, но и педагогам... Считаю, что наш коллектив молодой, хотя средний возраст составляет 45 лет, но все новшества принимаются и внедряются на «ура». Педагоги, как и школьники, охотно учатся и делятся знаниями с другими... Нынче к нам пришёл молодой учитель истории А.Е. Тампеев, чему мы очень рады. Это - энергичный, позитивный человек, с энтузиазмом воспринимающий всё новое. Детям интересны его уроки, а это очень важно. Недавно Арман Еркнович встречался с тьютором (преподавателем-консультантом), который показал — как надо учить детей в современных условиях, чтобы они умели знания добывать еще и сами... Кроме учебного процесса, он ведёт шахматный кружок, куда ребятишки ходят с удовольствием...
...К сожалению, нам встретиться с Арманом Еркновичем не удалось, так как в этот день он уезжал в Орловскую школу на единый методический день...
- Сколько в школе первоклашек?
- Четверо... И нынче придёт трое...
- Не ошибусь, если предположу, что каждый из учителей, к тому же, ещё ведёт и кружки? Расскажите о них...
- Мы выполняем программы ФГОСа (Федеральный государственный образовательный стандарт), поэтому в классах предусмотрена и внеурочная деятельность - в основном, это 6 часов, кроме первого, восьмого и девятого классов, где отводится 5 часов. Кружки ведём своими силами - то, что могут преподаватели. Самый продвинутый — информационный - «Весёлый компьютер», который организовала Н.И. Агафонова. Дети охотно его посещают. Он как бы является продолжением урока информатики, где ребятишки создают маленькие мультфильмы, различные презентации. Эти умения пригодились в Год Кино. Сейчас включились в работу нынешнего года, посвящённого экологии... В начальных классах действует кружок «Театр». Его ещё начинала А.П. Абрамовских. Дети даже своих родителей обучают работе с куклами, созданию сюжетов... Мы участвуем в различных проектах. Одним из них был «Школьное лесничество», но, к сожалению, два года, как он не действует: проблема в том, что мало старшеклассников, которые выполняют ведущую роль... Да и от самого лесничества далеко находимся. Когда-то нам хорошо помогал выпускник нашей школы Алексей Моторин, который теперь трудится в лесничестве... Интересная была идея. В Год экологии нам предлагают исследовательские проекты, вот он был бы как нельзя кстати... Всё равно что-нибудь придумаем, кое-какие мысли уже есть... Кроме школьных кружков, ученики посещают Детскую школу искусств (правда, из тех, кто начинал, большая часть отсеялась — осталось трое самых стойких...). Участвуют школьники и в спортивных мероприятиях. В ближайшие дни будем внедрять лего-конструирование. По учебному плану стояли только 5 - 6 классы, а теперь нам предлагают оказывать и платные услуги, поэтому, как только подойдёт оборудование, — будем работать. Начинали с простого конструктора — металлического, потом приобрели пластмассовый. Ребятишки собирают, придумывают историю, защищают… Также купили небольшой конструктор - перворобот, который собирается в определённую модель и подключается к компьютеру со специальной программой, позволяющей выполнять простые движения: например, вертушке - крутиться, крокодилу - открывать пасть... Лего — игра, помогающая развивать мысли, творчество, фантазию. Это способствует изобретению уже более сложных роботов, одного из таких нам уже заказали. Правда, пока не знаем - что именно это будет...
- И когда всё это начнёт действовать?
- Думаю, что с февраля. К концу учебного года можно будет что-то продемонстрировать... Изначально боялась, что, раз посещение платное, родители откажутся, хотя сумма предусмотрена небольшая - в пределах 60 рублей. В дальнейшем можем подкопить денег и что-то дополнительно ещё купить...
Пусть внешне здание школы не смотрится таким современным, зато «начинку» здесь стараются создать соответствующую времени. По словам Татьяны Евгеньевны, хочется, чтобы деревенские дети тоже были технологически подкованными. Сейчас их уже трудно удивить компьютером, смартфоном, планшетом. В этом плане они просто на лету схватывают всё, что появляется новое, нередко обучая и взрослых...
Кабинетный разговор мы решили закрепить экскурсией по школе. Первым посетили класс, оборудованный под уроки информатики, которые преподаёт Н.И. Агафонова. Кроме того, она обучает детей иностранному языку, физике, химии, черчению. Её педагогический стаж составляет 27 лет. И, по словам Надежды Ивановны, даже за столь солидный срок нисколько не устала от своей работы... «Универсальный» учитель из здешних мест: как говорится - где родился, там и пригодился...
- У нас все педагоги доморощенные, - сказала Т. Е. Смольникова. - Я, правда, приезжая, но здесь живу больше 30 лет, поэтому всё, что происходит в школе, воспринимаю близко к сердцу...
Кабинет оснащён интерактивной доской, компьютерами и другими необходимыми предметами... В следующем классе на уроках также используется видеопроектор...
В рекреации школы проводится много мероприятий — различные праздники, зарядки, игры. Здесь оформлены разного рода уголки. Одним словом — это место, где приятно отдохнуть, переключиться от учебного процесса...
Побывали в кабинете русского языка и литературы, которые преподаёт Светлана Леонидовна Бабинцева. Она же ведёт внеурочную деятельность в начальных классах, знакомит детей со школьной риторикой...
Разговаривая о технических новшествах, Т. Е. Смольникова не без сожаления, отметила, что дети стали мало читать, поэтому не умеют работать с текстом. Было решено вновь вернуться к «пятиминуткам», на которых каждый по очереди вслух читает текст из какого-нибудь произведения...
Навестили и младших школьников. Как выяснилось, они-то и сделали те самые кормушки, которые висят на деревьях во дворе школы! Автором лучшей работы стала ученица 1 класса Кристина Рыбакова...
- Спортивным залом, конечно, похвастаться не можем, - сказала Татьяна Евгеньевна. - База уже несколько лет не обновляется. Нужны лыжи, ботинки...
Вкусный запах готовившегося обеда будто зазывал заглянуть в столовую... Помещение хоть и не типовое, но в нём чистота и порядок. А в обеденном зале очень уютно, по-домашнему.
- По возможности, делаем всё, чтобы детям здесь было комфортно, ведь это - их второй дом, - продолжила заведующая школой Т. Е. Смольникова...
Жаль, что в этот день не было дошколят (от 3 до 6 лет), которые посещают группу кратковременного пребывания два раза в неделю по 3,5 часа. Комната, предназначенная для малышей, хорошо оснащена, в ней есть всё самое необходимое для занятий и развлечений.
- Когда ребёнка родители приводят сюда впервые — он плачет, так как попадает в незнакомую среду, - рассказывает Татьяна Евгеньевна. - А потом плачет уже от того, что не хочется уходить домой... Неплохо, если бы у нас работал детский сад, но, увы, для этого нужны определённые условия. К тому же - и воспитателя нет, с детьми занимается учитель начальных классов...
В разговоре собеседница отметила, что в благоустройстве школы им помогали депутаты областной Думы — сначала это был В.В. Завьялов, а сейчас В.И. Ульянов. Благодаря их содействию, смогли заменить окна, поменять крышу, отремонтировать кочегарку, правда, не без средств из муниципального бюджета. В нынешнем году, возможно, удастся поставить новые двери и привести в порядок пол... А ещё здесь надеются, что когда-нибудь им удастся сделать красивое и прочное ограждение, заменить старый автобус на новый, ведь дороги плохие, а потому он часто ломается...
- Вот так мы и живём... Не богато, но прилагаем все усилия, чтобы учение было с увлечением, - подытожила встречу хозяйка Капралихинской школы...