Семья Аркаевых из райцентра не только хранит культурное наследие своего народа и соблюдает все традиции, обычаи и обряды, но и передаёт его из поколения в поколение.
На прошлой неделе мы стали свидетелями национального казахского обряда Тсаукесер – это обычай символического перерезания пут, когда ребёнок только-только начинает ходить, что означает начало нового этапа в жизни ребёнка. В казахских семьях этот ритуал обязателен, считается, что без него ребёнок будет часто спотыкаться.
Обряд перерезания пут – праздник для всей семьи, и отмечают его весело и с размахом: в доме виновника торжества собираются все многочисленные родственники как со стороны матери, так со стороны отца. Ритуал проводится в большой и красивой комнате.
Старшая из семьи Аркаевых сестра отца именинника Сауле Казисовна рассказывает:
– Собралась лишь малая часть, из мужчин присутствовали брат Есм Казисович, племянники Есельбай, Олжас, Нурлыбек, Елдос, Алибек, зять Кайрат. Из женщин – тёти Рыста и Куляйра, дочь Айжан, племянница Джамиля, внучки Данеш и Данель. Со стороны матери виновника торжества Гульзайры приехала тётя Назм.
Нурали Аркаеву только-только исполнился год. И древний обряд проводили с ним.
Посреди комнаты постелили белоснежный материал, символизирующий чистоту, честность, по этой дороге кроха и сделает свои первые шаги. Старшие женщины отвлекают малыша и накидывают на его ножки путы в форме восьмёрки. Жгутик заранее скручивают из белых и чёрных шерстяных нитей, такие цвета подобраны специально, чтобы ребёнок не делал никогда ничего плохого и не переходил никому дорогу. К слову, раньше в путы вплеталась свежая зелёная трава – как символ новой жизни, и кишки барана – как символ сытости и достатка.
Честь перерезать путы у Нурали выпала старшему брату Есельбаю Аркаеву. К слову, для этой миссии выбирается быстрый и ловкий человек, что немаловажно. В это время отец ребёнка Мнайдар на родном языке зачитывал гостям поздравительное послание от своего старшего брата Касымбека из Астаны.
Как только малыш сделал первые шаги ножками, освобождёнными от пут, женщины осыпают всех сладостями. На пути у Нурали лежало несколько предметов: книга, авторучка, клубок ниток, шоколадка, ключи от дома и другие, каждый предмет что-то символизирует и означает. Что возьмёт в руки ребёнок, с тем и будет связана жизнь. Под аплодисменты родственников Нурали выбрал не что иное, как ключи от автомобиля!
– Это к благополучию и достатку, – заметила тётя.
На кофточке малыша приколоты серебряные булавки как оберег от дурного глаза, даже такие мелочи учитываются при проведении обряда.
Малыш с интересом и некоторым недоумением смотрел на взрослых, но был вполне счастлив, ведь рядом родные и близкие, любящие его люди. Ритуал завершился вручением подарков всем присутствующим, Сауле Казисовна взяла в руки дорба – специально сшитый мешок с дарами.
– Самый ценный подарок – это отрез натурального бархата, он вручается тому, кто резал путы.
Также старшему брату малыша Есельбаю подарили барана.
Каждому гостю Сауле Казисовна вручила что-то особенное, подарки были разные, но так или иначе связаны с культурой казахского народа, – это чай в красивых упаковках, женские платки с национальными узорами, сладости, косметические средства, малышу достался оберег, который тот принял с нескрываемым интересом.
Все гости были в национальных костюмах, очень красивых, где каждая деталь имеет своё значение. Женщины – в праздничных белых головных уборах.
– Это шаль или платок, – рассказывает тётя Назм.
Поверх национального платья на женщинах надеты удлинённые камзолы, расшитые золотой тесьмой. На камзоле много украшений.
– Например, на моём – старинные монеты, камни, которые привезены из мест совершения паломничества в Саудовской Аравии, вот этот камень привезла свекровь из хаджа, – рассказала об украшениях Куляйра.
Эти предметы призваны охранять владельца, защищать его от бед и ненастий. Запястья женщин украшены браслетами, они тоже национальный атрибут.
Мужской костюм включает в себя головной убор – борык – и платье, похожее на длинный кафтан. Украшает его национальный орнамент – витые кольца и полукольца разного размера.
– Как степные переплетающиеся травы. Казахские юрты тоже украшены таким рисунком, это идёт издревле, – рассказывает Есм Казисович.
Поговорили мы и с родителями именинника. Мнайдар и Гульзайра воспитывают четверых детей, старшей дочери Диане уже 18 лет.
– Мусульманские традиции и обычаи передаются у нас из поколения в поколение, в детстве нам привили это наши родители, теперь мы передаём копилку национальной мудрости своим детям, свято чтим и соблюдаем обычаи.
После традиционного ритуала Тсаусекер, когда мальчику уже исполнился год, его ждёт обрезание.
– После этого обряда мальчик считается истинным мусульманином, – говорит отец.
Казахи неукоснительно соблюдают все национальные праздники, посты.
– Например, Ураза – это пост, Айт – это поминки по усопшим родителям.
В этот день колют барана, посещают мечеть, собираются семьями и обязательно третью часть барана отдают нуждающимся в качестве милостыни.
Конечно, на все значимые события обязательно готовятся блюда национальной кухни.
– Сегодня будем гостей угощать бешбармаком из баранины и конины, баурсаками, чак-чаком.
Обязательно будет и чай с молоком – любимый национальный напиток. Почему с молоком?
– Так испокон веку заведено, наши деды и прадеды всегда пили чай только с молоком. Конечно, играет роль степной образ жизни, нужно подпитываться силами, а где их взять? Конечно, из молока.
Аркаевы безгранично уважают и соблюдают свои традиции и очень хотят, чтобы это делала и молодёжь.
– У нас живёт много национальностей, и очень важно, чтобы во всём многообразии культурного наследия каждая национальность чтила и соблюдала свои традиции, ритуалы и обряды, это и есть нравственное и духовное воспитание, – говорит хозяин.
Часто члены большой семьи Аркаевых собираются на семейные советы, обсуждают жизненные проблемы, вместе ищут пути выхода из той или иной ситуации, радуются достижениям и огорчаются неудачам.