Медиакарта
6:32 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

По ту сторону успеха

09:00 | 10 февраля 2017
Источник: Призыв

Встреча с Глебом Белозёровым, студентом Московского университета имени Ломоносова, ведущей альма-матер страны с многолетними традициями и богатой историей, у меня состоялась накануне вечера школьных друзей. Он зашёл в редакцию по моей настоятельной просьбе. Уже в выходные уезжал в Москву. Общался живо и интересно. Обаятельно сиял улыбкой в ответ на мои вопросы о частной жизни юного москвича и московского студенчества. Изменился, повзрослел. Я разглядела даже нечто европейское в его облике! И было ощущение, что он до сих пор в мире вычислений, цифр, гипотез и доказательств.


– Глеб, от души поздравляем с важными первыми успехами на студенческом пути. Твоё имя хорошо известно нашим читателям: мы рассказывали о твоих успешных выступлениях на региональных и всероссийских предметных олимпиадах. Но мало кто знает, какой вуз и какой профиль ты выбрал. Мало кто представляет путь от выпускника сельской школы отдалённой сибирской глубинки до студента механико-математического факультета самого известного московского университета. Что там, по ту сторону успеха. Трудно поступить в престижный столичный вуз?


– Трудно, не скрою. Выступления на олимпиадах, в том числе и на всероссийских, помогли мне «набить» базу знаний. Я серьёзно занимался, готовясь к ним. Но бонусов при поступлении они не дают. Во внимание берётся аттестат, оценка за сочинение, результаты ЕГЭ. У меня в сумме набиралось 272 балла из 300. Дополнительное вступительное испытание по математике в университете прошёл на 85 баллов. Мне хотелось учиться в Москве, в этом университете. Он даёт востребованные специальности в области военной обороны, научной деятельности, инженерии, экономики.


– А когда появилась эта мечта?


– В старших классах. Я стал интересоваться университетом, внимательно просматривал сайт. Готовился, занимался самообразованием. Копался в справочниках, в учебниках. Всё постепенно складывалось в мечту.


– Во время вступительных экзаменов объём подготовки колоссальный, я понимаю.


– Много и постоянно готовился.


– Сейчас много говорят о профориентации. Особенно в старших классах. Как срабатывает эта система подготовки, как считаешь?


– Настоящим ориентиром стала моя семья. Папа Владимир Иванович Белозёров – заслуженный учитель России. Мама Елена Викторовна – учитель географии по специальности, очень талантливый, Почётный работник образования. По географии на ГИА я набрал, кстати, сто баллов. Вузовские красные дипломы у того и у другого. Яркие студенческие биографии. Для меня это как кодекс семейной чести. Школа под руководством Тамары Богдановны Братенковой делает очень много для профильной подготовки выпускников.


– Расскажи, как ты первую сессию сдал, Глеб.


– На «отлично» все предметы: матанализ, аналитическая геометрия, алгебра.


– Твои волнения и трудности закончились с получением студенческого билета?


– Нет, в самом начале было трудно. Привыкал к системе пар-лекций, коллоквиумов. Требования преподавателей, особенности изложения материала разные. Первый коллоквиум был для меня сложным.


– Хороший лектор какой, по-твоему?


– Он общается с аудиторий, даже когда нет прямого диалога. Принимает вопросы студентов. Учебники – это учебники. Задача лектора наполнить духом предмет.


– А твоя задача?


– Быть оппонентом. Уметь доказывать свою точку зрения, опираясь на теоретические знания.


– Задам вопрос, возможно, риторический. Почему механико-математический факультет? Их в университете множество.


– Я люблю точные науки. Занимался в математическом классе у педагогов Зои Югановны Квиндт и Владимира Ивановича Белозёрова. На другие факультеты поступают молодые люди с другим типом мышления, который формируют книга, слово, – гуманитарии, философы, иняз. Другого склада, но тоже очень талантливые и эрудированные.


– Кого ты считаешь своим главным учителем в школе?


– Я у всех педагогов, у кого довелось учиться, брал понемногу, мне кажется. Трудно выделить кого-то одного. Хотя… Наверное, был главный учитель – первый: Татьяна Дмитриевна Усик. Её вклад в мою школьную биографию трудно переоценить. Школа нам дала основу, качественные знания по предметам. Из двадцати выпускников нашего класса восемнадцать поступили в высшие учебные заведения.


– Какие воспоминания остались о школе?


– Воспоминания – самые лучшие.


– А первые дни в Москве? Какие картины в памяти?


– Одна картина – как я сижу у окна нашего красивого нового общежития и скучаю по Юрге. (Улыбается). Даже не по селу как таковому, – по родителям, школьным друзьям, деду с бабушкой.


– Студенческий мир главной альма-матер страны! Расскажи о МГУ. Это такая богатая и яркая история!


– О, да! Как Московский государственный университет имени Ломоносова выглядит, знают в стране, наверное, все. Сказать, что это восхищает, – ничего не сказать. Это как столица в столице. Студенческий город, где нет такой особой суеты, потока машин и людей, как в самой Москве. Я, если честно, за семестр мало куда выбирался. У нас всё в шаговой доступности: учебные корпуса, научная библиотека, новое общежитие на 3000 человек открыли к этому учебному году, спорткомплекс. Адаптировался к новой жизни естественным путём. Достаточно легко.


– Характерные качества московского студенчества?


– Эрудированный народ. Москвичей в университете не так много – процентов тридцать. Вуз имеет всероссийский статус: учатся ребята из Архангельской, Самарской, Новосибирской областей, наших северных округов. Ребята, с которыми вместе учусь, – мои хорошие приятели.


– А экзамены? Это непреходящее волнение всю сессию? Или нет?


– Чувство волнения не покидает во время сессии, скажем так. Но чем глубже и основательнее готовишься, гарант спокойствия надёжнее. Обычно перед экзаменом, взял за правило, прорешиваю много задач – преподаватели ценят не только знание теории. Во время сессии меня можно застать за учебниками и заполночь. Мама позвонит, напомнит, что пора отдыхать.


– Интернет, скайп – сегодня можно общаться в ежедневном режиме. Почтовые переводы в считанные минуты. Нынешним студентам в этом смысле просто везёт.


– Да, конечно. С домом постоянно общаюсь. Бабушку с дедушкой тоже не забываю.


– Как считаешь, ты изменился за эти полгода?


– Думаю, да. Стал чуточку самостоятельнее.


– Чуточку – это насколько? Как бы ты сформулировал своё понимание самостоятельности и свободы?


– Это возможность поступать так, как считаешь нужным, но при этом понимать задачи общества и подчиняться законам. Быть ответственным за свои слова и поступки.


– Что ещё значительного было в твоей студенческой жизни?


– Учёба в основном. Свободного времени мало, если не сказать, что нет вообще.


– Увлекаются студенты-старшекурсники туризмом, спортом, театром? Может быть, политикой?


(Улыбается). Политика – это модно. Но кто уходит в политику с головой, чаще всего уходит и из университета. Требования к студентам очень высокие, и велика вероятность отчисления.


– Чем удивила Москва? Насколько это дорогой город?


– Не могу ответить. Сам пока плохо представляю, что и где. На Красной площади был, ещё в нескольких местах. К родственникам московским выезжал пару раз. Университет создаёт все условия для занятий, быта, отдыха, досуга. За общежитие платим 1200 рублей в год – это недорого. Вуз заинтересован в способных, умных студентах.


– Что для тебя – отличная учёба?


– Не самоцель. И родители настраивали: хороший результат – тоже результат. Это неплохо, отчаиваться не стоит ни в коем случае. А я их порадовать хочу всегда, поэтому занимаюсь с прилежанием. Да и сам решил: для себя учусь.


– Какие фамильные качества ты унаследовал?


– Дисциплина, трудолюбие. Обязательное требование к себе – доводить начатое дело до конца.

Позади у Глеба Белозёрова первый этап образования: школьный. И видится он по объективной оценке сегодняшних успехов безупречным. Образование – понятие обширное. Не только умные учебники, талантливые учителя, современные условия обучения, оборудованные классы, что, безусловно, факторы немаловажные, но и семья. У Глеба образование началось задолго, ещё в том возрасте, когда сверстники не имели понятия об иксах и игреках. Плюс природный ум, огромное прилежание. Сам он считает, что понятие «гений» включает в себя одарённость и недюжинное трудолюбие – пятьдесят на пятьдесят.
Теперь – новая ступень образовательного процесса. Высшая школа, МГУ. Он реализовал счастливейшую мечту. Мы рады будем увидеться снова и рассказать о новых успехах. Уверены, что и этот образовательный этап будет безупречным.

Автор: Татьяна Усольцева