ЗАО «Автотранс» – одно из градообразующих предприятий Голышмановского района, где трудоустроены около 270 человек. О результатах работы прошлого года и ближайших планах – интервью с директором автопарка Константином ИГНАТЬЕВЫМ.
– Константин Васильевич, каковы главные производственно-экономические итоги 2016 года?
– Как и раньше, специализируемся на грузоперевозках и пассажирских перевозках. В прошлом году доходы автобазы составили больше 300 миллионов рублей, из них свыше 200 миллионов выручили на грузоперевозках. Заплатили налогов около 90 миллионов рублей, на развитие предприятия средств осталось в два раза меньше. Не стану утверждать, что у нас всё безоблачно, но стремимся не отставать от быстро меняющихся условий жизни, держимся на плаву. То, что предприятие продолжает работать прибыльно, считаю общим достижением нашего коллектива.
– А зимой грузовые автомобили не простаивают без дела?
– В данный момент весь грузовой транспорт находится в Пермском крае на строительстве федеральных дорог. Эти работы выполняет дорожно-строительная компания «АВТОБАН», с которой мы сотрудничаем уже порядка двадцати лет. Сначала вместе работали на севере Тюменской области, последние два года ремонтировали федеральные трассы, пролегающие по голышмановской земле. Теперь компания строит дороги в европейской части России, юге Тюменской области и в Пермском крае. Зимой обычно ведётся подготовка земполотна, заказчики немного отстают по срокам из-за проблем с отводом земли под строительство. Думаю, что успеют до весеннего "падения" дорог, потом труднее осуществлять перевозки в карьере. Надеюсь, что и летом будем обеспечены работой в достаточных объёмах.
– В каком состоянии находится автопарк? Есть ли возможность его обновления?
– У нас в наличии всего 140 единиц техники, большинство – грузовые автомобили. Стараемся ежегодно обновлять подвижной состав за счёт собственных средств, в прошлом году закупили шесть новых самосвалов. С этого года начнём приобретать автомашины грузоподъёмностью больше 20 тонн, чтобы улучшить производительность труда и по себестоимости быть конкурентоспособным предприятием. В 2016 году удалось пополнить автопарк десятью новыми автобусами, два из которых малой вместимости. На эти цели были выделены субсидии из областного и муниципального бюджетов. Перевозчиков становится всё больше, наша задача – соответствовать современным требованиям.
– Чем берёте верх над конкурентами?
– Качеством работы, разумным подходом к ведению бизнеса и невысокими расценками на услуги, всё – в комплексе.
– Пассажирские перевозки всегда на особом счету – это ответственное и трудоёмкое дело. Как организована работа в этом направлении?
– Наше предприятие выиграло торги на транспортное обслуживание населения Голышмановского района на три года. Пассажирские перевозки осуществляем согласно действующему расписанию автобусных маршрутов, утверждённых в контракте, который у нас заключён с районной администрацией. За прошлый год было перевезено 465 тысяч человек, это на 60 тысяч больше, чем в предыдущем. Пока удаётся сохранить маршруты во все уголки района. В посёлке Голышманово действуют три маршрута, два из которых были открыты по просьбам жителей. Пассажирские перевозки дотируются из областного и районного бюджетов, собственные доходы от них невелики, но главное в том, что у жителей района есть возможность съездить на автобусе в районную поликлинику, в гости к родным, на рынок, в магазины райцентра. Если пассажиропоток на маршруте снижается, то отправляем мини-автобус, увеличивается – снова запускаем автотранспорт большей вместимости.
– Какие, на ваш взгляд, сегодня самые серьезные проблемы в сфере пассажирских перевозок?
– Глубоко убеждён, что перевозку пассажиров не нужно выставлять на торги. В приоритете должна быть не цена, а квалификация специалистов, наличие у предприятия современного транспорта и хорошей репутации. Ещё один важный показатель – стопроцентное выполнение маршрутов, причем, по чёткому графику движения, с высоким уровнем автобусного сервиса и безопасной доставкой пассажира до места назначения. Торги же вынуждают гнаться за дешевизной, в итоге аварийность на дорогах повышается. На эту проблему законодателям стоит обратить пристальное внимание. Труд водителей рейсовых автобусов должен цениться больше, потому что они перевозят людей и несут ответственность за их жизнь.
– Как решаете кадровые проблемы?
– Высокое профессиональное мастерство и хорошая трудовая дисциплина – основные требования, которые предъявляются к водителям. Конечно, у нас есть текучесть кадров. Грузоперевозки – это вахтовый метод работы, не все могут находиться в отрыве от семьи. Водители пробуют себя, не выдерживают – уходят. Машины сегодня более совершенные и дорогие, поэтому доверять их нужно хорошему специалисту. На маршрутном автобусе тоже не каждый сможет работать, это огромнейшая ответственность. Современными автобусами управлять легче и безопаснее, они отлично оснащены технически, и качество дорог улучшилось в последние годы. А вот движение на дорогах стало заметно интенсивнее, агрессивность водителей выше, поэтому ездить гораздо сложнее. Водитель должен быть ответственным и предельно внимательным, уметь поладить со всеми пассажирами, что не у каждого получается. Многие не выдерживают жёсткого графика работы: с раннего утра до позднего вечера. Благодаря тому, что предприятие смешанного типа, мы можем на автобусные рейсы отбирать кандидатуры среди водителей грузовиков, которые подходят для работы на пассажирских маршрутах. Средняя зарплата по предприятию больше тридцати тысяч рублей. Молодёжь к нам идёт, мы тесно сотрудничаем в подборе кадров с местным агропедколледжем. Студенты часто проходят у нас производственную практику, толковых готовы трудоустраивать, но беда в том, что после службы в армии у ребят резко меняются жизненные планы. Вторая проблема – наших профессионалов переманивают на другие предприятия.
С этого года организовали курсы повышения квалификации прямо на автобазе. Наши специалисты проводят практические занятия для коллег 1-2 раза в месяц. У нас своя специфика работы, при которой обязательны знания автомобиля, путевой документации, техники безопасности, правил дорожного движения. Будем совершенствовать профессиональные навыки и модернизировать производство, чтобы быть готовыми к любым переменам на рынке услуг.
Фото Алексея БОДРОВА.