Об авиалесоохране и не только…
Едва ли не каждый год служба лесной охраны подвергается разного рода структурным пертурбациям. В том числе меняются и названия должностей руководителей местного звена лесного ведомства. Хорошо это или плохо, но из общеупотребительного краткого наименования службы ушли производные от слова «лес». Является ли для вас воодушевляющим фактом наличие в названии крылатого термина «авиабаза», не знаю. Не думаю. Хотя что-то обнадёживающее в этом есть. Железные птицы приходят на помощь в критические ситуации пожароопасного периода, позволяют качественнее и масштабнее отслеживать фронт возгораний. Авиация в службе лесоохраны – это требование дня, без которого не обойтись Тюменскому региону, одному из ведущих стратегических регионов в нашей стране, обширному по территории. Высокая техническая оснащённость, мобильность, оперативность – вот что значит авиалесоохрана. Всё это – на фоне бездорожья, тайги и болот, и огромных расстояний, которые авиация преодолевает в считанные часы и даже минуты.
В целом борьба с лесными пожарами – это целая наука и определённая стратегия. И огромный труд людей мужественных и бесстрашных. Огнеборцы могут мобильно и быстро перемещаться из лесничества в лесничество, ведь важно не только уберечь от ущерба лес, но и не подпустить пламя к населённым пунктам, сельхозпредприятиям, социальным объектам, жилью.
Руководит этой по-военному боевой суровой службой женщина. Директор Юргинского филиала ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» Ирина Васильевна Литвинова, потомственный лесовод. 27 лет она в службе лесной охраны. По направлению Юргинского мехлесхоза училась в Уральском лесотехническом институте и успешно его окончила. Практически все годы в одном кабинете, в одном здании, но записей в трудовой книжке не сосчитать: менялись названия службы лесоохраны в условиях реструктуризации, названия должности в табеле о рангах.
Сообщения государственного учреждения «Тюменская авиабаза» и ответы с мест напоминают военную сводку. С весны до самой осени работа осуществляется в таком усиленном режиме. Параллельно вводится жёсткий порядок ограничения на посещения лесов. Не только у нас в районе. Режим чрезвычайной ситуации в лесах имеет региональный формат.
Какая практика существует. Чтобы ограничить доступ юргинцев к природным ресурсам, лесам, озёрам, рекам, в каждом сельском поселении создаются патрули, которые в постоянном режиме объезжают леса.
– Действия лесных патрулей и добровольных пожарных дружин регулируются нормативно-правовыми актами, – говорит Ирина Васильевна. – Наша цель – не наказать людей, а обеспечить их безопасность, безопасность лесных угодий и животного мира. Выезжая в лес в это время, люди не только становятся потенциальным источником возникновения огня, но и сами могут оказаться в опасности. Им может угрожать надвигающийся пожар, пикник может быть закончен трагически. Сотрудники патруля составляют протоколы, налагают штрафы, но в большинстве случаев ограничиваются предупреждением. Этой меры оказывается достаточно. В последние годы всплеска лесных возгораний в районе, наших лесничествах не фиксируется. Степень горимости невысока, не говоря уже о чрезвычайной, которые имели место быть в 2004–2006 годах, 2010–2012.
– О факторах опасности наших лесов в этой связи расскажите, – прошу я директора. – И возможностях службы авиаохраны.
Отличительная особенность нашей природы, говорит Ирина Васильевна, преобладание смешанных лесов. Опасно время, когда листва ещё не начала расти. Прошлогодний травостой, высохший на жаре, становится горючим материалом, сухая лесная подстилка.
В комплексе с другими способами тушения пожаров – авиация, безусловно, эффективна. Но работа тех, кто вступает в борьбу со стихией на земле, очень опасная, неоценима во все времена. На кромке огня, вручную, один на один со стихией, в изнурительных условиях. Этот труд заслуживает огромного уважения.
Базовый штат филиала ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» небольшой, но успешно справляется с задачами. Горимость лесов в последние годы, повторюсь, невысокая, число одномоментных возгораний невелико. Стабильность достигнута благодаря умелой работе коллектива, стажистов-практиков Александра Сергеевича Пирожкина, Егора Григорьевича Бутакова, Сергея Ивановича Леонова, Александра Ивановича Пушкарёва, Сергея Васильевича Литвинова, Игоря Викторовича Замятина и тех, кто работает под их руководством.
Работа по лесосбережению круглогодичная. В сезон – напряжённая. В мае на лесопосадках весь коллектив учреждения «Тюменская авиабаза»: от уборщицы до директора. Объёмы большие. К июню, шутят, все загорелые: на юг ехать не надо. Односельчане спрашивают: из отпуска? Где отдыхали? На юге, отвечают, Тюменской области. На тракторе пропахавшие не одну сотню километров опорной минполосы, не одну борозду для лесных деток, весёлые, бодрые, загорелые!
Какими будут нынешние весна и лето, предугадать трудно. Но в этом коллективе не принято уповать на прогнозы. Руководствуются многолетней выучкой и практикой. Укрепляют материально-техническую базу, готовят людей. Спецтехника обновляется. В наличии средства, предназначенные для тушения лесных пожаров в зоне доступности.
Ирина Васильевна говорит о полном понимании со стороны руководства муниципалитета. Создан районный штаб. Решения принимаются взвешенно и оперативно на всех уровнях власти. Постоянный контроль со стороны областной комиссии по чрезвычайным ситуациям и регионального штаба. Рабочие совещания в режиме видеодокладов, компетентная помощь.
– Первоочередная задача, которая ставилась нашим департаментом и правительством Тюменской области, – не допустить пожаров, обеспечить полную безопасность лесных угодий. И эта задача всегда нами выполняется благодаря чёткой и слаженной работе нашей и всех профильных служб.
Проблемный момент: своевременно убирать и вывозить повреждённую пожаром древесину, которая мешает росту новых деревьев – тоже многотрудная работа. Требует средств, технических и рабочих ресурсов.
– Восстановление, укрепление леса – важная часть работы службы, Ирина Васильевна? Лесные питомники закладываются сегодня?
– Чтобы полноценно восстановить нарушенные угодья, закладываются питомники. Высаживаются саженцы, чтобы вернуть природе то, что мы у неё отняли.
О частном и личном
Частное в случае с Ириной Васильевной Литвиновой трудно отделить от профессионального. Хоть и говорят, что невелик престиж работника лесного хозяйства, и это до обидного несправедливо, – Ирина Васильевна ни на минуту не пожалела о выбранной специальности. Школьное лесничество в годы её ученичества проводило целенаправленную профориентационную работу. Факультативно вёлся в старших классах спецпредмет – лесоводство. Лесхоз был бессменным шефом школы. Учил лесновских ребятишек три десятка лет без малого техник лесхоза Николай Ефимович Иванов. Посадки и уход приходились на самую жару и гнус. Специалисты лесного хозяйства тех лет Владимир Сергеевич Кузнецов, Михаил Павлович Игнатов, Нина Владимировна Полякова увлекали своей любовью к лесу, были хорошими наставниками. Базовые знания Ирина Васильевна получила хорошие – учиться в вузе было легко. Лесхоз выплачивал ежемесячно стипендию.
Дома гордились: дочка продолжает фамильное дело. О фамильном деле отдельной строкой. Отец Василий Петрович Литвинов сорок лет водил лесовозы по лесным трассам. Брал с собой дочку в дальние рейсы. Она признаётся, что запах смолы, чистого воздуха сосновых боров до сих пор роднее и дороже всех других!
После лесотехнического института её распределили в Сосновское лесничество. Начинала мастером леса под руководством знающего лесовода Петра Николаевича Шестакова. Расцвет отрасли: штат лесничества большой, объёмы посадок, рубок ухода, противопожарных мероприятий несопоставимые с сегодняшними.
Опыт обретала вместе с молодыми специалистами, такими же, как сама, Владимиром Григорьевичем Берлиным, Надеждой Леонидовной Берлиной, лесниками и рабочими. Говорит, с коллективом повезло. До 1991 года успешно развивалось лесопромышленное производство района. Механизированный лесхоз выпускал с десяток наименований продукции на экспорт. Взамен из Финляндии, Югославии, Японии шли сверхдефицитные импортные товары.
Сегодня содержание работы службы лесной охраны заметно изменилось, но незыблемыми остались вопросы лесосбережения, защиты от пожаров. На смену стажистам пришли молодые специалисты, большинство – из потомственных лесоводов: Андрей Сергеевич Старченко, Алексей Викторович Варавко, Леонид Владимирович Потапских.
Завидуя себе самой белой завистью, она идёт в часы душевной смуты известным только ей маршрутом на старый питомник, к зелёным деткам, которые с такой заботой и прилежанием высаживали когда-то. Как они вымахали: ели, лиственницы, кедры, которым сегодня лет двадцать. Есть и такие виды, что высажены чисто экспериментально: из других регионов. Прижились и чувствуют себя комфортно. То, что она любит, чем гордится и дорожит.