На дворе ещё зима: снег, вьюги да морозы за минус 20 градусов, а крестьянину всё нипочём, он уже вовсю готовится к посевной кампании, которая подойдёт, как всегда, незаметно, не успеешь оглянуться. Подрабатывают полеводы семена, запасаются горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и ведут одну из главных своих работ – ремонтируют технику и сельхозинвентарь, без которых, понятно, на страду не выйдешь.
О том, как складывается положение дел с ремонтом в сельхозпредприятиях, как решаются текущие проблемы, рассказывает специалист райсельхозуправления Ф.И.ХАЙДУКОВ:
-- Сегодня все прекрасно понимают: как подготовишься к весне, так её и проведёшь, поэтому стараются наши земледельцы, по силе возможностей, с наибольшей эффективностью используют межсезонье для подготовки к горячим денёчкам. И, надо сказать, при всех существующих трудностях, с которыми довольно часто сталкиваются аграрии в последние годы, это у них получается. Судите сами: из 182 тракторов различных марок и модификаций, имеющихся в наших хозяйствах, на линейке готовности на 1 февраля находились 162, что составляет 89 процентов (в прошлом году на аналогичную дату – 87 процентов), в том числе мощностью 150 л.с. и выше – 54 из 59 единиц.
Неплохо продвигается ремонт и сельхозорудий: к примеру, процент готовности зерновых сеялок составляет 87, а культиваторов, и того выше, -- 90. Добавлю, что такие показатели в прошлом году район имел только на 1 марта.
-- Где и как ремонтируется техника?
-- Особых затруднений этот вопрос не вызывает, но… Если в прошлые «старые и добрые» времена каждое хозяйство имело на своей центральной усадьбе, скажем так, добротную и энергонасыщенную мастерскую, с кузнецким, токарным, фрезерным цехами, слесарно-инструментальной подсобкой, мойкой и т.д., то сейчас для ремонта имеется только 6 МТМ, или то, что от них осталось, и 12 гаражей и стоянок, где механизаторы и ремонтируют своих «коней».
В прошедшую осень, по окончании сезонных работ, инженерная служба, руководители сельхозпредприятий провели дефектовку узлов и агрегатов сложных машин и инвентаря, своего рода – ревизию, составили заявки на необходимые запчасти, определились с адресатами, сделали частичную предоплату заказов и в ближайшее время ожидают поступление запчастей на импортные тракторы. Вот здесь мы и сталкиваемся с этим «но»: крупногабаритную иностранную технику в наши теперешние гаражи не поставишь, а потому ремонтировать её люди будут только с наступлением тёплых погожих дней – под открытым небом.
Неплохо обстоят дела в ЗАО «Экос», ООО «Радиус-агро» -- на базе мастерских в сёлах Каргалы, Поддубровном и Нововяткино, в ООО «Маяк», ООО «Агрокомплекс «Викуловский», ООО «Чапаева», ООО «Боково», КХ «Рассвет», ООО ДСП «Ямал-Юг» и в ряде других коллективов.
-- Фёдор Иванович, что представляет собой сегодня тракторный парк района?
-- За последнее пятилетие несколько изменились технологии возделывания зерновых, зернобобовых и технических культур, а, следовательно, -- и машинно-тракторный парк. На смену устаревшим трудягам ДТ-75, которых в наших колхозах и совхозах когда-то насчитывалось более 200 единиц (сегодня – 29), пришли новые: 7 импортных тракторов, 27 «кировцев» разных модификаций, 21 трактор типа Т-150К и ХТЗ.
Нужно сказать и о том, что только за 2015-2016 годы было приобретено 10 многофункциональных посевных комплексов, использование которых позволяет за один проход трактора выполнить сразу четыре полевых операции: предпосевная культивация, боронование, непосредственно сам высев семян и прикатывание. И таких комплексов у нас уже 23. К началу полевых работ планируется приобрести ещё один современный трактор (ООО «Боково») и два посевных комплекса. Несомненно, всё это позволит хлеборобам сократить сроки посевной кампании, повысить производительность труда, сэкономить ГСМ, снизить, в конечном итоге, затраты на производство сельскохозяйственной продукции.
-- Кстати, какова ситуация с горючим в хозяйствах?
-- Дела, в этом плане, надо заметить, складываются также неплохо, по крайней мере, не хуже, чем в прошлом году, не хуже, чем в большинстве районов области. На сегодняшнее число аграрии имеют в запасе почти 186 тонн дизельного топлива, 9 – бензина и 7,25 тонны масел – около четверти к требуемому количеству. Более уверенно чувствуют себя в данном вопросе земледельцы КХ «Рассвет», ООО «Радиус-агро», СПК «Сибирь», ИП Аскаров Р.М. Вместе с тем, сложное положение в ООО «АК «Викуловский», где в наличии имеется лишь 2 тонны солярки при 347 требуемых, ИП Гилёв С.М. -- 2 (из 30), ООО «Боково» -- 7 (70), ООО «Чапаева» -- 2 (22) и в некоторых других хозяйствах. Однако, вся работа по вывозу горючего ещё впереди: согласно договорам с поставщиками, она приходится на конец марта – апрель. Будем надеяться, что наши предприятия без ГСМ не останутся, тем более, что система их поставок в районе отлажена и успешно действует не первый год.
Беседовал А. БЕРЕЗИН