Николай Викторович Зыков относится к поколению, на чью долю выпало служить в Афганистане. Родился в селе Голышманово, окончил СПТУ-6 – как и многие его сверстники, которые хотели пригодиться там, где выросли. Родители тоже работали в родном селе.
Осенью 1983 года пришла повестка из военкомата. Вместе с родителями провожала Николая и его любимая девушка –Татьяна. До призыва не успели молодые люди сыграть свадьбу. Старший сын Женя родился, когда Николай служил. Из Тюмени всех новобранцев – человек семьдесят – отправили на юг, в узбекский город Термез. Здесь их призыв прошёл двухмесячный карантин, следующие ребята в карантине уже были пять месяцев.
В декабре из Самарканда призыв погрузили на самолёт – и в Кабул. Там переночевали в палаточном лагере. Утром уже и «покупатели» из частей прибыли. Служить Николаю выпало в Газни в батальоне охраны. Солдаты часто на бэтээрах сопровождали колонны в опасных местах, по горным дорогам, уходили в ночные засады. Из призыва в батальон попали только трое – с Зыковым ещё младший сержант из Тобольска и парень из Тюмени.
О боевых действиях военнослужащие много не говорят. Воспоминания о гибели товарищей, о постоянном чувстве опасности в мирной жизни стараются не тревожить. А тогда, в далёком Афганистане, постепенно привыкали к свисту пуль, к перестрелкам по ночам. В засады выходили регулярно. Вот только без приборов ночного видения (один на всех) отработать поступившую информацию о передвижениях врага было трудно. Однажды в засаде их выносной взвод нарвался на противника. Наших ребят – семеро, душманов – больше двадцати. Засадная группа оказалась между тремя своими взводами, батальоном и душманами. Рация отказала – её прострелили. И, когда со всех постов начали палить, это было страшно. Уходили, отстреливаясь, по-пластунски, не поднимая головы, чтобы свои не зацепили.
Вздохнули облегчённо, когда вышли из-под огня. В выносном взводе, на окраине кишлака, такие перестрелки были часто.
Письма родителям в село Голышманово писал Николай регулярно. Говорил, что служба идёт хорошо. Первое время отец и мама не догадывались, где служит сын. И только когда он начал присылать фотографии, по чужой местности да непривычной военной форме, догадались, откуда пишет.
За два года службы в армии однажды Николай Зыков был легко ранен, осколки разорвавшейся гранаты поцарапали спину. Но вернуться в Союз позднее всё же пришлось – попал в госпиталь с желтухой. На жарком юге такое явление частое. В Фергану тогда приехали родители навестить сына, и, наверное, убедиться, что всё с ним благополучно.
Николай из Афганистана вернулся домой только в феврале 1986 года. Женился на своей любимой Татьяне. Родился второй сын – Вадим. Спустя несколько лет Николай поехал в гости в Тобольск к армейскому другу – тому самому младшему сержанту Артёму Яркову. Да и решил остаться там, перетянул жену с детьми. Третий сын - Андрей родился уже в Тобольске. Через восемь лет вернулись домой. Жизнь снова проверяла Николая и его супругу, когда трагически погиб их старший сын Евгений, подаривший родителям двоих внуков. А сейчас у Зыковых уже четверо внучат.
Вместе с Николаем служили парни из Узбекистана, Белоруссии, Чечни, со всех уголков России – как много ребят разных национальностей объединяла панама-«афганка». И спустя годы они встречаются 15 февраля. О войне, оставшейся за горными перевалами, вспоминали только в первые годы после демобилизации. Потом всё больше о семье, о детях, о работе, о планах на будущее – мирная жизнь берёт своё. В этом году Николай Зыков наконец-то собирается встретиться с товарищами. Работает на Севере вахтами, поэтому в последнее время общается только с соседом – Сергеем Макаровым.
По-разному складываются судьбы тех, кто когда-то служил на территории других стран. В семье Зыковых это знаменательно. В пятидесятые годы, сразу после Великой Отечественной войны, отец Николая Викторовича служил в Австрии, сын Вадим – в Северной Осетии, хоть и в России, но и там было неспокойно. И это время на чужой земле они помнят особенно, до мельчайших событий.
Фото Алексея БОДРОВА.