Всем известно, что служба скорой медицинской помощи должна функционировать днем и ночью, сутками напролет. Но, наверное, немногие знают, как на самом деле это происходит. Чтобы понять - в один из пятничных вечеров провожу несколько часов с бригадами «неотложки»…
Моё «дежурство» началось с большим опозданием, ведь «пересменка» происходит в восемь часов утра, а я подошла к уже вечеру, когда рабочий день был… в самом разгаре: как выяснилось – почему-то именно в это время и ночью случаются самые сложные вызовы…
...Больничный запах ни с каким другим не перепутаешь, но в приёмном отделении он практически не осязаем. В помещении тепло и светло и, конечно же, идеально чисто. Стены окрашены в спокойные тона. Уютно обустроена комната отдыха, где можно попить чаю и перекусить, а если повезёт, то и поспать в ночное время...
На «скорой» постоянно дежурят две бригады: одна машина с пациентом «на борту» в любой момент может умчаться в Ишим, другая же остаётся здесь - обслуживать деревни и сёла. Фельдшера скорой медицинской помощи - Валерий Евгеньевич Кощеев и Лидия Сергеевна Асеева, медсестра по приёму и передаче вызовов Руфа Сабиржановна Булдакова, Евгений Тихонов – санитар, и два водителя - Владимир Кармацких и Василий Никитин – таков состав сегодняшней смены. Белый халат мне не выдали - это необязательно, а вот защитную повязку на лицо надеть предложили, если не сказать - заставили. Беспрекословно подчиняюсь, справедливо полагая, что «масочный режим» введён в рамках противоэпидемических мероприятий. К тому же - правила есть правила, а они здесь исполняются неукоснительно.
Телефон, слава Богу, пока молчит - значит, есть время поговорить с фельдшерами о некоторых нюансах их работы, да и вообще... за жизнь.
- Случайные люди в медицине попросту не задерживаются, а на «скорой» - тем более, - уверяет В.Е. Кощеев (кстати, его стаж в «неотложке» давно перевалил за «тридцатник»). - У нас нет времени на консилиумы или анализы - решение, от которого зависит здоровье, а зачастую - и сама жизнь, необходимо принимать немедленно…
- Наша работа, в первую очередь - огромная ответственность, - соглашается со своим напарником Л.С. Асеева (на «скорой» она – 13 лет: пришла сюда по велению души, и за эти годы ни разу не пожалела о своём выборе, хотя нагрузки бывают колоссальные, случаи - разные, пациенты – тоже). – Нам нужно разбираться в разных областях медицины. Конечно, не так, как узкие специалисты, но во всем! Иногда, приехав на вызов, видишь человека первый раз, ничего о нем не знаешь, и за десять-пятнадцать минут (а порой и за несколько секунд – если ситуация экстренная) необходимо решить, что именно предпринять… Словом, каждое дежурство — экзамен, и вся жизнь - учёба!
- Собранность и выдержка — главное в нашем деле. Эмоции, страх - плохие помощники, они только мешают, - добавляет Валерий Евгеньевич.
За сутки бригады отрабатывают в среднем от 10 до 15 вызовов. В сезон, когда свирепствуют простудные заболевания, количество звонков увеличивается. Интересуюсь - существует ли стандартное время для приезда «скорой»?
- Если по райцентру – недолго, пробок на наших дорогах нет, - отвечают фельдшера. - Бывает в десять-пятнадцать минут укладываемся, водители у нас опытные. Когда путь лежит в деревни или сёла - времени, конечно, уходит больше. А вот в Раздолье или Капралиху – около часа… Конечно, стараемся доехать как можно быстрее. Многое зависит ещё и от погоды…
Неторопливая беседа прерывается телефонным звонком. Уточнив все необходимое, дежурная медсестра тут же сообщает адрес... Вызвалась нести чемоданчик с набором лекарств, подходящих для определённых ситуаций, но строгая команда не позволила ( потом я всё-таки попробовала его поднять – ого, какой тяжелый!). Более того - предупредили, что останусь в машине, к больному - ни шагу. Понимаю: кому понравится, если вместе с санитаром и фельдшером в дом ввалится какая-то незнакомая тётка...
Через несколько минут бригада занимает свои места, и «Скорая» срывается с места… Причина первого вызова (которая, кстати, будет неоднократно повторяться и, пожалуй, даже доминировать на «моём» дежурстве) – гипертонический криз. У пенсионерки внезапно поднялось давление, и родственники позвонили на «03». Ей сделали укол, «вдогонку» – таблетку. Дабы проверить, не пошаливает ли сердечко, подключали портативный кардиограф... Пока пациентке не полегчало, фельдшер никуда не уехал, «просветив» меня о действиях бригады уже по дороге «домой»...
После небольшого затишья, мы в полной боевой готовности снова мчимся на помощь... При падении женщина сильно ударилась головой, разбила в кровь затылок. Фельдшер быстро и умело обработал рану, наложил повязку...
Следующий вызов тоже не заставил себя долго ждать. Причина недомогания – вновь резкий «скачок» артериального давления...
В шкале вызовов неотложной помощи болезни системы кровообращения занимают первое место, на втором – ОРЗ, особенно зимой, на третьем – «сердечные дела». Наибольшая нагрузка выпадает в те часы, когда жители, закончив рабочую неделю, готовятся к предстоящим выходным. А в праздничные дни людей нередко «подкашивают» отравления и даже похмельные синдромы.
Последний вызов, на который мне довелось съездить в не близкое от райцентра село, был самым непростым – бабушка с открытым переломом бедренной кости. Однозначно требовалась немедленная госпитализация. Помимо фельдшера, санитара и водителя, транспортировать несчастную помогали родственники. Пенсионерку уложили на носилки, отнесли в салон, где ей сразу же поставили капельницу… По приезду сделали снимок, для этого экстренно вызвали рентгенолога. После того, как пациентку осмотрел хирург, её «всем миром» подняли на второй этаж, определили в палату и только потом перевели дух...
У медработников «скорой» есть своя «противоречивая» примета: странно, но если никто не пожелает им удачного дежурства - смена выдаётся на редкость спокойная... Вообще-то работа тут – не соскучишься! Зачастую их ругают, и почему-то редко – благодарят... Можно нарваться на замечания или даже оскорбления – как правило, от молодёжи... Кстати, много нецелевых вызовов, и такие ситуации не исключение, а скорее правило: заболела спина – вызывают «скорую», похмелье или бессонница – опять по знакомому номеру... Как бы то ни было, бригада обязана отреагировать...
Моё «дежурство» завершается глубокой ночью. Прощаясь со своими «однодневными» коллегами, задаю ещё один, последний, вопрос: «Как можно любить такой тяжёлый, порой неблагодарный труд?».
Ответ прозвучал незамедлительно: «Наша профессия стала жизнью»...