Кому однажды довелось попасть в беспощадное жерло Афгана, не любят вспоминать локальные события, растянувшиеся на десять лет и долгие километры от Кабула до Джелалабада. А на вопросы афганцы отвечают кратко, не углубляясь в подробности. Пришлось потрудиться, чтобы мой собеседник вернулся в укромные уголки своей памяти, где надолго затаились воспоминания о боевой юности, погибших товарищах, подрывах, первом опыте обращения с огнестрельным оружием и неправдивых строках писем домой: «У меня всё в порядке, здесь спокойно».
Ветеран боевых действий в Афганистане Виктор Иванович Малушин неохотно вспоминает о событиях тех лет. Начинал свою службу молодой парень 8 ноября 1981 года в Туркменистане в танковых войсках. За полгода выучился и прошёл подготовку, став танкистом. Танк Т-62 был успешно освоен рядовым Малушиным, он назначен наводчиком.
После окончания учёбы отличников военной подготовки, в числе которых и значился Виктор, отправляют в Афганистан.
Это был самый разгар войны. Тогда ещё молодые ребята не знали, что только через несколько лет советские войска с территории республики будут выведены, да и сама ситуация, накаляющаяся то ли от палящего афганского солнца, то ли от взрывов боевых снарядов, даже не намекала на завершение кампании.
177 мотострелковый полк, в который прибыл молодой солдат Малушин, находился в городе Чарикар. Охрана определённого участка дороги Саланг-Кабул, сопровождение колонн автомобилей с грузом и всё это под пулемётным огнём моджахедов.
- Тогда страха не было вообще, может быть, в силу возраста или потому, что не понимали, куда попали. Ведь когда не знаешь, что тебя ждёт, то не можешь оценить всей опасности ситуации и кажется, что тебя беда точно не настигнет, - делится Виктор.
Осознание пришло позже, когда приходилось выезжать на машинах, сопровождая колонну грузовых автомобилей, изучать караванные тропы, залегать в засаде в ожидании каравана и уничтожать душманов (так русские называли своего потенциального врага). Здесь впервые ему довелось стрелять, убивать и, что страшнее всего, видеть смерть товарищей, с которыми ещё несколько часов назад приходилось буквально есть из одной чашки, делиться полотенцем и засыпать под приятные рассказы о доме, родных и маминых пирожках.
- Как мы выжили? – спрашивает теперь, спустя годы, сам себя Виктор Иванович и отвечает: - Солдаты были живой мишенью для бандитов, которые с высоты не жалели огня. Под непрерывным шквалом пуль, в придорожной пыли и грудах камней от снарядов - вот тот путь, который должен преодолеть солдат, чтобы добраться до укрытия. Было страшно, но мысль о том, что надо спастись, была сильнее.
Вот тут пришло понимание, что это, брат, война. Впервые за целый год 19-летних мальчишек окутал жуткий страх. Его старались отгонять, рассказывая друг другу весёлые истории, - только бы не молчать, только бы не уходить в себя, иначе с ума сойти можно. Однако по ночам ужас поднимал в холодном поту, в обед забирал аппетит, вызывая лютую ненависть к противнику, но не к родному государству, которое их, ещё совсем «необстрелянных» юнцов, отправило в самое пекло событий.
- Что бы ни говорили, а я считаю, что нашей стране это было нужно. Не приди туда мы, пришли бы американцы, и неизвестно, чем бы обернулось всё. А значит, мы защищали не только дружественный нам афганский народ, но и интересы своего государства, - заявил афганец.
Ранение В. Малушин получил во время очередного боевого задания: сопровождали колонну машин с грузом. Вокруг всё дышало спокойствием. Местность знакомая, а значит, ничто не могло предвещать беды, но водитель бронированного авто почему-то решил слегка сдать к обочине. Неожиданно что-то прогремело, и всех представителей экипажа выбросило взрывной волной. Только в госпитале Виктор пришёл в себя. Страшно ныли раны, но больше всего волновал вопрос: «Как там ребята?» Доктора успокоили, что выжили все.
- Вот это награда. В рубашках, видно, мы все родились, или мина была слабая, - поясняет ветеран и продолжает после минутного молчания, - с одной стороны город, в котором стояла наша часть, окружала равнина, заросшая густыми плантациями винограда, называли её советские солдаты Чарикарская Зелёнка. Здесь очень часто нападали моджахеды. Советские командиры делали всё, чтобы сохранить жизни солдат, учили молодых бойцов бдительности и осторожности.
9 ноября 1983 года В. Малушин вернулся домой. Медали «От благодарного афганского народа», «Воина-интернационалиста», юбилейные украшают его грудь.
В родном селе Быструха все эти тревожные годы сына домой ждала мама Нина Сергеевна, замечательная женщина, заслуженный учитель. Её сын честно отслужил, отдав сполна долг Родине.
Мне довелось работать с Виктором Ивановичем в ООО «Абатскавтранс». Это спокойный, вежливый человек, ответственный работник. 26 лет он проработал механиком в автопарке совхоза «Быструшенский», восемь лет механиком в автотранспортном предприятии на Крайнем Севере. Имеет звание «Ветеран труда». Он и сейчас продолжает трудиться в охранном предприятии «Южный Сокол». А дома Виктор Иванович - любимый муж, отец, счастливый дедушка.
От всей души поздравляю В. Малушина и всех мужчин пассажирского и автотранспортного предприятия села Абатское с Днём защитника Отечества! Желаю радости, счастья, здоровья, любви и благополучия на долгие годы!
Т. Черных, председатель
первичной автотранспортной организации