Медиакарта
8:32 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Царская книжка» в Ишиме: нераскрытая тайна

14:04 | 24 февраля 2017

Случилась эта история в 1993 году. В краеведческий музей двое мужчин слегка потрёпанной внешности или, проще сказать, любители «зелёного змия», принесли на продажу записную книжку. Помнится, я тогда просто ахнула, забыв первую заповедь музейного работника – вслух ничему не удивляться. 

На первой же странице ежедневника была запись: «Уроков не было. Утром поехали в Зимний дворец – оделся в мундиру – в церковь пошли – завтракали – гости были – играли в саду». На корешке «ишимской» книжки вытиснена дата – 1891 год. Оригинальных записей, выполненных чёрными чернилами, в ней всего семь. Например: «Январь, 2/14. Уроки. Французский – хорошо. Музыка – посредственно. Естественная история – довольно хорошо. Прогулка в саду»; «Январь, 17/29. Был у Кирилла Владимировича и остался до 8 1/2 часов». Ясно, что принадлежал ежедневник мальчику-подростку из круга императорской фамилии. Но имя его нигде не написано. Зато более поздних записей – графитным карандашом, авторучкой, шариковой ручкой – множество. Видно, что книжка много ходила по рукам и вид приобрела соответствующий – потрёпанный, с утратой страниц.
Один из продавцов рассказал историю появления этого артефакта у них дома. Его родственник в годы Гражданской войны достал книжку из кармана убитого офицера где-то на Урале, возможно, в Алапаевске. В то время мы уже немного знали об убийстве там великих князей, поэтому книжку назвали «царской». Наш помощник Фёдор Максимович Пашков нашёл в Государственном архиве Российской Федерации подобные памятные книжки, принадлежавшие Николаю II и другим великим князьям. Выглядят они аналогично нашей, с дорогой отделкой: кожаный переплёт, шпонированный карельской берёзой, медная застёжка, золочёный обрез.
В стремлении раскрыть тайну записной книжки мы рассмотрели ту самую первую версию, что пришла на ум более двадцати лет назад…
Алапаевские
мученики
20 мая 1918 года из Екатеринбурга в маленький заводской городок Алапаевск Пермской губернии по приказу председателя ВЦИК Я.М. Свердлова были привезены арестованные члены императорской фамилии:
– великая княгиня Елизавета Феодоровна (20.10.1864–18.07.1918, возраст на день убийства – 54 года), основательница Марфо-Мариинской обители в Москве;
– инокиня Варвара, монахиня Марфо-Мариинской обители, келейница великой княгини Елизаветы Феодоровны (?–18.07.1918);
– великий князь Сергей Михайлович (25.09.1869–18.07.1918, возраст на день убийства – 49 лет), внук императора Николая I. В годы Первой мировой войны – полевой генерал-инспектор артиллерии при Верховном главнокомандующем;
– дети великого князя Константина Константиновича, племянника Александра II: князь Иоанн Константинович (23.06.1886–18.07.1918, возраст на день убийства – 32 года), флигель-адъютант штабс-ротмистра Лейб-гвардии Конного Его Величества полка, женат на дочери Сербского короля принцессе Елене Петровне, посвящён в иподьяконы; князь Константин Константинович (20.12.1890–18.07.1918, возраст на день убийства – 28 лет), штабс-капитан Лейб-гвардии Измайловского полка, спас во время Первой мировой войны полковое знамя, награждён за это орденом Св. Георгия IV степени; князь Игорь Константинович (25.05.1894–18.07.1918, возраст на день убийства – 24 года), штабс-ротмистр Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка;
– Князь Владимир Павлович Палей (28.12.1896–18.07.1918, возраст на день убийства – 22 года), незаконнорождённый сын великого князя Павла Александровича, внук Александра I, поручик Лейб-гвардии Гусарского полка, поэт;
– Фёдор Михайлович Ремез (1878–18.07.1918, возраст на день убийства – 40 лет), управляющий двором великого князя Сергея Михайловича, добровольно последовавший за ним в ссылку.
Великая княгиня Елизавета
Феодоровна
Она родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Воспитывалась в протестантской вере. Её младшая сестра Алиса в 1894 го- ду стала супругой Николая II – императрицей Александрой Фёдоровной. Елизавета же в 1884 го- ду вышла замуж за дядю будущего императора, великого князя Сергея Александровича Романова. Она полюбила Россию всей душой, выучила русский язык и приняла православие, много занималась благотворительностью.
В 1905 году её муж, генерал-губернатор Москвы, погиб от бомбы террориста. Тогда Елизавета Феодоровна решила отдать свои силы и жизнь служению Богу. Она приобрела на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель с больницей, амбулаторией, аптекой, приютом, бесплатной столовой. Княгиня вела подвижнический образ жизни: утром – молитва, днём – посетители, вечером – разбор очередных прошений и писем. В больнице работали лучшие специалисты Москвы, операции делались бесплатно. Часто Елизавета Феодоровна вместе с сёстрами посещала Хитров рынок, вызволяя оттуда малолетних детей. Во время Первой мировой войны активно занималась помощью русской армии, в том числе раненым солдатам. После прихода к власти большевиков отказалась покинуть Россию, оставшись в своей обители и продолжая заниматься милосердной помощью обездоленным.
7 мая 1918 года Елизавета Феодоровна была арестована и сослана в уральский городок Алапаевск.
Промыслом Божиим было так устроено, что после падения в шахту Елизавета Феодоровна оказалась на одном уступе с великим князем Иоанном Константиновичем. По свидетельству современников, он всей душой любил храмовое богослужение, своей молитвенностью выделялся среди других членов семьи, любил вести долгие беседы на духовные темы с Елизаветой Феодоровной. Некоторое время после падения они были ещё живы, и великая княгиня сделала перевязку ран на голове князя Иоанна, разорвав свой апостольник.
Убийство
в Алапаевске
17 июля 1918 года, на следующий день после убийства царской семьи в Екатеринбурге, в алапаевскую Напольную школу пришли чекист Пётр Старцев и несколько большевиков. Заключённым объявили, что ночью их перевезут в Верхнесинячихинский завод, в 16 верстах от Алапаевска. В 12 часов ночи из школьного двора выехали повозки, которые сопровождали местные чекисты с екатеринбургским комиссаром Сафаровым и таинственным человеком из Москвы, которого называли «товарищ комиссар»; именно его и схватил великий князь Сергей Михайлович перед падением на дно шахты 57, куда привезли на погибель пленников.
28 сентября 1918 года войска Белой гвардии в составе 16-го Ишимского и 19-го Петропавловского полков и Курганского офицерского отряда почти без боя взяли Алапаевск. Здесь нашёлся старик-гренадёр, свидетель убийства великих князей, который рассказывал: «Вышел я до рассвета, когда только заря зачиналась, а солнышка ещё не было, и вижу, что по дороге на Верхнюю Синячиху едут повозки-коробки, числом так десять. В них сидят люди, по двое и по трое. Какие люди, сначала приметить не смог, ещё темно было. Свернули на дорогу к шахтам и гусем доехали до шахты 57. Она была уже давно заброшена, и там никто не работал. Я решил узнать, что это за люди и что им надобно у шахты. Кустами я пробрался к пригорку у шахты и залёг. Стало светлее, вижу, что ведут двух женщин и несколько мужчин, а сзади и спереди наши чекисты Останин, Зырянов, Гасников и другие. Потом смотрю и вижу, что всё это великие князья. Тихо сначала было, только слышно, что женщины плачут, да князья что-то начали громко говорить и кричать. Потом неизвестный человек крикнул: «В шахту их сбрасывай», – и всё тут смешалось, началась борьба, крики, шум. Вижу, один из князей схватил того, кто крикнул, чтобы в шахту сбрасывали, и бросился с ним в неё. Кто-то выстрелил, а потом начали стрелять и взрывать гранаты. От ужаса я замер и застыл на месте…» По воспоминаниям очевидцев, из глубины шахты в течение нескольких дней слышна была Херувимская песнь.
Задаю себе вопрос: неужели страх был так велик, что не нашлось человека, который смог бы оказать помощь? Внучка английской королевы великая княгиня Елизавета Феодоровна в этот трагический момент показала нам пример твёрдости в вере православной, стала по духу истинно русской святой!
Рано утром 29 сентября 1918 года по распоряжению следственной комиссии, назначенной адмиралом А.В. Колчаком, началась расчистка шахты 57. Извлечение тел убиенных продолжалось несколько дней. Медицинское освидетельствование установило мученическую кончину жертв: они продолжали жить в шахте несколько дней и скончались от ушибов при падении в неё и от голода. Тела почивших были омыты и одеты в белые одежды и многолюдным крестным ходом 1 ноября 1918 года с пением «Святый Боже» перенесены в Алапаевск, где в Свято-Троицком соборе отпеты и перенесены в склеп, устроенный в южной части алтаря, вход замуровали.
На восток
В июне 1919 года, когда на Алапаевск наступали части Красной армии, встал вопрос о вывозе останков убиенных. Генерал М.К. Дитерихс, Главнокомандующий Восточным фронтом, способствовал получению от Верховного правителя адмирала А.В. Колчака разрешения на перевозку гробов игуменом Серафимом, который лично участвовал в поиске и извлечении со дна шахты тел.
14 июля 1919 года отец Серафим отправился в Читу с важным грузом в товарном вагоне.
«От Алапаевска до Тюмени, – читаем в специальном докладе игумена Серафима, – ехал один в вагоне с гробами 10 дней, сохраняя своё инкогнито… Когда я прибыл в Ишим, где была ставка Главнокомандующего, то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился, глядя в вагоне на гробы. Он прославил Бога и был рад, ибо ему самому лично жаль было оставлять на поругание нечестивым. Здесь он дал мне на вагон открытый лист, как на груз военного назначения, с которым мне уже было легче ехать и сохранять своё инкогнито… От Алапаевска до Читы ехал 47 дней. Несмотря на то что гробы были деревянные и протекали, особого трупного запаха не было, и никто, ни один человек не узнал за это время, что я везу в вагоне, в котором ехал я сам с двумя послушниками, которых взял из Тюмени».
Действительно, с июня по сентябрь 1919 года Ишим был ставкой Главнокомандующего Восточным фронтом, где сосредоточились все его подразделения. Штабом фронта было обнародовано тридцать приказов, подписанных Главнокомандующим генералом М.К. Дитерихсом. Совсем недавно было установлено, что штаб фронта белых войск в Ишиме располагался в здании женской гимназии (ныне музей П.П. Ершова). Надо полагать, что и сам игумен Серафим приходил в это здание, чтобы получить от Главнокомандующего документ на провоз груза.
С 1994 года в Богоявленском соборе города Ишима хранятся частицы мощей великой княгини Елизаветы Феодоровны и её келейницы инокини Варвары, переданные епископу Евтихию Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Виталием. За эти годы сотни ишимцев поклонились и приложились к святым мощам с мольбой: «Святые преподобномученицы Елизавета и Варвара, молите Бога о нас!»
Открытый
вопрос
Но кому из алапаевских мучеников могла принадлежать памятная книжка? Изучив даты рождения великих князей и помня, что «царская книжка» датирована 1891 годом, мы приходим к выводу, что никому из убитых в шахте алапаевских мучеников книжка не могла принадлежать – они были или слишком малы, или слишком взрослы.
Потому сегодня мы можем только гадать, как царская книжка, преодолев крутые виражи истории, оказалась в ишимском музее, и продолжать поиски…
Помочь может установление личности второго владельца книжки, того, кто «вынул её из кармана белогвардейского офицера». Но и на этот вопрос сама книжка ответа не даёт. Сдатчика за давностью лет тоже трудно найти. В начале 1990-х он проживал в доме № 34 на ул. им. Непомнящего; хозяином дома был Яков Скрипин, рабочий локомотивного депо. Но теперь на этом месте стоит другой дом, и в нём живут другие люди. Может, кто-нибудь из читателей газеты откликнется и поможет в наших поисках? Обращайтесь в музей П.П. Ершова (ул. Советская, 30) или звоните по телефону 2-31-41.
Надежда Проскурякова,
заведующая музеем П.П. Ершова.

Автор: Надежда Проскурякова,