Медиакарта
5:32 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Весна постная, или Главные правила Великого поста

07:56 | 03 марта 2017
Источник: Призыв

«Весна постная» – так называет православная церковь время Великого поста. В православных странах прежде в это время жизнь кардинально менялась: закрывались театры, мясные лавки, прекращалась торговля мясом, не устраивалось гуляний. Православные соблюдали строгий пост, усердно посещали церковные службы. Что сегодня подразумевает Великий пост? В чём состоит его значение и какова цель? В первую неделю этого особенного времени в жизни церкви мы беседуем с иереем Артемием Барсуковым.

– Совершенно верно считать Великий пост особенным временем в жизни церкви. Это время более длительной молитвы, ограничений себя в еде и светских развлечениях. Это время внимательного отношения к своему духовному состоянию.

– Отец Артемий, о чём следует помнить, чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца бессмысленной диеты?

– Чтобы пост не превратился в диету, нужно воспринимать его как средство к покаянию. Именно покаяние должно стать сердцевиной поста, а не воздержание, ограничение в еде. Не собираешься каяться, не стоит и поститься. Напрасная трата усилий.

– Велик соблазн впасть в уныние или испугаться большой духовной работы и ограничений: никаких развлечений, не самая вкусная еда, долгие службы.

– Долгие службы, не самая вкусная еда – все эти ограничения восполняются духовной радостью. Мы и ограничиваем себя в чём-либо, чтобы больше молиться, чтобы молитвы наши были глубокими, чистыми, внимательными. Если же воздерживаться в чём-либо, но не уделять время молитве, службам в храме, то и уныние недалеко. Молитва – это ощущение единства с другими молящимися, это общение с Богом. Господь видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему.

– Батюшка, на мой взгляд, самое трудное в дни Великого поста – не отвлекаться на мирскую суету, на ту агрессию, которую накопил окружающий мир, субкультура.

– Молитве стоит уделять чуть больше времени, чем получается обычно. С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, боль – самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой. И даже если мы смогли организовать свою жизнь так, что читаем молитвенное правило и молимся в течение дня, едим разрешённую пищу, нельзя забывать о храме. Богослужение в храме настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

– Эту простую истину, как ни странно, бывает сложно усвоить: пост нужен не Богу, не церкви, а нам.

– Безусловно. Пост установлен Церковью, чтобы человек отвлёкся от своих земных привязанностей и старался больше думать о небесном своём отечестве, куда мы все призваны. Наша жизнь – это лишь краткий миг в жизни вечной, а дальше каждого ждёт, что он заслужил.

– А если во время поста возникают серьёзные проблемы со здоровьем? Среди прихожан много людей, страдающих хроническими заболеваниями. Следует степень воздержания от тех или иных продуктов оговорить со священником?

– Именно так. Если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ, это сделать просто необходимо. Не осудит Господь. Он видит немощи каждого. Он видит искреннее стремление к послушанию церковному уставу. Стоит помнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования – помазание специально освещённым маслом с молитвой об исцелении болящих.

– Сегодня никто не закрывает мясных лавок. Существует прямое неприятие поста и постующих.

– Меньше рассуждений о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени означает изменение режима питания, исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц. Вегетарианцы никогда животной пищи не едят, но к Богу это их ни приближает, ни удаляет. Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим» – идеально подходит к великопостному периоду, когда Библии, слову Божиему уделяется особое внимание. Что касается постного стола, кто откажется из ваших гостей от картошки с грибами?

– О доброделании и милосердии, батюшка. Иоанн Златоуст призывал средства, сэкономленные на постной трапезе, тратить на помощь нуждающимся.

– Любовь к Богу и любовь к ближним – пост должен идти на пользу воспитанию в себе этих главных добродетелей.

– Главные правила Великого поста? Подытожим, батюшка.

– С 27 февраля православная церковь вступила в поприще Великого поста. Пост для христиан – это время духовной концентрации, когда всё естество человека – и душа, и тело – устремляются к Богу. Понуждая своё тело к ограничению, постящемуся человеку легче совершать главное духовное делание, которое есть покаяние и молитва к Богу. Без этого делания пост становится лишь обычной диетой. Есть люди, которые хотят поститься Великим постом и при этом не хотят ходить в храм и участвовать в его таинствах. Но ведь пост – это прежде всего послушание церкви. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» (Киприан Карфагенский). И установление церковью поста связано прежде всего с любовью, потому что самому человеку трудно настроить себя на духовную жизнь, трудно мобилизовать в себе силы для борьбы с грехом. Именно поэтому нарушение поста считается грехом, как непослушание церкви и нежелание работать над своей душой, что, по сути, является верной дорогой к погибели.

Во время поста следует воздерживаться не только в пище. Воздержание должно быть и в увеселениях, развлечениях. Ещё Екклесиаст сказал: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом… Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать» (Еккл. 3, 1-4). И время Великого поста – это время плача, плача над своими грехами. Такой плач очищает душу и делает её способной к восприятию радости, а самая главная радость для христианина – это радость Воскресения Христова – Пасхи. К этому празднику мы и готовимся, понуждая себя на пост, чтобы воспеть: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Словом, Великий пост – время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного. Главное – помнить, ради чего существует этот период. Вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста. Вместе с Господом войдём в Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с апостолами на Его тайной Вечере, пройдём за Ним Крестным путём, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе. Наконец, вместе с мироносицами мы придём к открытому Гробу, вновь и вновь переживём радость: Его здесь нет. Христос Воскрес.

Автор: Татьяна Усольцева