Одним февральским утром мой рабочий день начался намного раньше обычного, в 6.00 мы уже должны отправляться от Викуловской автостанции на автобусе маршрута 115 (Викулово - Ачимово).
Именно этот маршрут мы выбрали для того, чтобы рассказать вам о, возможно, не самой интересной, но и не самой скучной работе – работе водителя автобуса.
Утро выдалось довольно морозное, в 5.40 на улицах ни одной живой души, только в здании автостанции несколько человек ждут отправления автобусов. Помимо маршрута 115, в 6.00 отправляются ещё несколько автобусов во все стороны нашего района. Наконец, объявляют посадку, все немногочисленные пассажиры отправляются к своим автобусам. На наш маршрут с утра из Викулово был продан только один билет – это Г.В. Камагорова спешит на работу в Калининскую школу. В Калинино сел ещё один пассажир до Коточигов, в Коточигах -- ещё один, и так всю дорогу до Ачимово в салоне находилось 1-2 пассажира.
Меня всегда поражала ответственность водителей автобусов: каждый день они встают ни свет, ни заря, около 4 часов утра, чтобы успеть на рейс, ведь автобус не должен опаздывать – на остановках ждут (а зимой ещё и мёрзнут) люди. В салоне автобуса было тепло и нас немного покачивало на кочках. В таких условия сложно было не уснуть, если бы не перебегающий дорогу в Калинино заяц, я бы точно уснул. А водителю А.В. Обмёткину, который был за рулём, всё нипочём, он бодро ехал и пытался периодически поддерживать со мной разговор. Так мы и доехали до Ачимово в полусумерках (туда автобус приходит примерно в 7.10), разговаривая о том и о сём.
На обратном пути нас ждала абсолютно другая картина: очень активно люди начали садиться на маршрут, начиная с Озерного, дальше пассажиров становилось всё больше и больше. На подъезде к Боркам были заняты все места (всего автобус «Аврора» вмещает 52 пассажира). Как объяснил мне Андрей Васильевич, это абсолютно нормальная ситуация для понедельника или пятницы (мы ехали как раз в пятницу). В Викулово «базарный» день, все спешат в райцентр за покупками, кто-то едет, чтобы решить оставшиеся дела.
Маршрут ежедневный, поэтому некоторые пассажиры настолько часто ездят, что привыкли видеть одних и тех же соседей в автобусе. Поэтому когда увидели меня, сразу признали во мне, как они сказали, незнакомца. Когда же узнали цель моей поездки, рассказали много интересного и доброго о водителях Викуловского ПАТ, в частности об Андрее Васильевиче.
-- Всегда вежливый, никогда голос не повышает, -- поведала нам С.П. Ерёмина, постоянный пассажир 115 маршрута. – Утром всегда «Доброе утро» говорит, а на выходе счастливого дня пожелает.
По приезде в Викулово Андрей Васильевич сразу предупредил меня, чтобы на двенадцатичасовой рейс я подходил пораньше, потому что люди, только что сошедшие с автобуса, уже начали приобретать обратные билеты. Дальше водитель отправился в гараж, ему ещё нужно подготовить автобус к следующему рейсу.
На часах 11.30, автостанция. Людей внутри здания полно, и большинство из них ждут именно рейса маршрута 115. Несмотря на то, что пришёл я заблаговременно, своё место всё же уступил женщине с детьми. Чем ближе мы подъезжали к Ачимово, тем людей в салоне становилось меньше, на обратном пути пассажиров было совсем мало, в Викулово приехало около 10 человек. Распрощались с А.В. Обмёткиным, он как всегда пожелал хорошего дня и весёлых выходных, а я поблагодарил его за замечательный насыщенный день.
Всё время пока я ездил на рейсовом автобусе и наблюдал за пассажирами – удивлялся. Там всегда своя атмосфера: все друг друга знают (если кто-то незнакомый – обязательно познакомятся), здороваются, спрашивают как жизнь, как хозяйство. Всё это, конечно, не сравнить с городскими автобусами. Именно в таких деревенских маршрутах есть какая-то изюминка, можно сказать, романтика: утренние рейсы, когда райцентр ещё спит, а деревня во всю уже работает, возможность увидеть в дороге поближе диких зверей (косулю, лису, лося и т.д.).
Возможно, эта самая романтика и атмосфера «держит» людей на этой, на первый взгляд, непривлекательной работе. Спасибо А.В. Обмёткину, что открыл нам на неё глаза, и показал все прелести своей профессии изнутри.
На снимке: А.В. Обмёткин
Фото. Т. СУХОВОЙ