На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой, говори поскорей. Вспомнила я считалку – бессмертное творение детского эпоса, беседуя с моим маленьким другом-поэтом, большим умницей, сказочником и фантазёром третьеклассником Еремеем Ботяевым. Мы познакомились в детской библиотеке, куда меня пригласили почитать свои стихи. Он слушал вдумчиво, внимательно. Потом так же сосредоточенно рифмовал строки. Вместе с работниками библиотеки мы устроили мастер-класс. И он меня поразил тем, что повторял рифмы, и эти повторы были настолько уместны. Получалось напевно, снежно, вьюжно! «А на улице снегопад-снегопад…»
Потом была вторая встреча на районном конкурсе чтецов. После выступлений и вручения наград он оставался в зале. Подошёл ко мне и сказал, что стихи про снегопад доработал и попробовал сочинить ещё. А через неделю принёс мне простую тетрадку в клетку, где карандашом были написаны стихи.
Так кто ты будешь такой, Еремей Ботяев? Можно сколько угодно удивляться его активности и оценкам – Еремей два года был хорошистом, а в третьем классе вдруг стал учиться на одни пятёрки. Литературному вкусу – на районном конкурсе «Мы о России будем говорить» он прочитал Константина Симонова: «Да, можно голодать и холодать, идти на смерть, но эти три берёзы при жизни никому нельзя отдать». Но меня больше всего поражает его естественность и непосредственность в общении. Готовность дать ответ на любой вопрос. Что бы ни спросил – на всё своя оригинальная точка зрения.
– Еремей, имя у тебя редкое, старинное. Кто тебя так назвал? Тебе нравится?
– Нравится. И папе моему – нравится. Мама была против Ерёмы, но пока мы находились с нею в роддоме, папа сделал свидетельство о рождении. Я хочу подметить, имя прославленное: Ерёмой называли маленького Ермака.
– Расскажи о своём классе. Дружный класс? Что такого особо интересного произошло за последнее время?
– Мне нравится наш 3 «В», хотя он и последний в нашей параллели. Активно участвует везде, ведёт поиски.
– В какой области поиски?
– Вели исследования о каше. Всё о кашах узнали. Я сделал презентацию. Сфотографировал разные каши. Подготовил рассказ Носова «Мишкина каша». А сколько пословиц про кашу, поговорок, загадок! Потешки разные. «Суворовская» каша готовится из разных круп и овощей, Вы знаете?
– Нет, от тебя узнала. А кому пришла такая интересная идея по исследовательскому проекту?
– Нашему учителю Ольге Владимировне Пуртовой. Она добрая и весёлая. На уроках скучно не бывает. А ещё она ответственная.
– А друзей у тебя много? Сколько у человека должно быть друзей, как ты считаешь: сто друзей или один настоящий друг?
– Друзей должно быть понемногу, но чтобы они везде были с тобой.
– Что такое дружба, как бы ты ответил?
– Это наше братское общество. Сколько бы ни было дел, ты должен друга выручить. Друг – это твой близкий человек.
– Еремей, как ты считаешь, надо разборчиво относиться к выбору друзей? Или друзей, как родителей, не выбирают?
– Выбирать надо друзей, ведь неприятно, если твой друг с вредными привычками. Мои друзья – футболисты. Им наплевать на свои личные дела, если речь идёт о нашей игре. Мой друг Иван Малик, когда я уехал, написал в соцсетях, что ждёт меня, спрашивал, когда приеду. Готовил мне сюрприз, но даже не намекнул, какой.
– Про вашу любимую игру расскажи, Еремей? Есть у вас свой кумир в мировом футболе?
– Месси, конечно! Это великий футболист. Он играет за «Барселону» и за сборную Аргентины. У него семь «золотых мячей».
– Еремей, а, по-моему, семь – это перебор.
– Не знаю. Может, меньше.
– Мне кажется, пять. А то, что у него руки в татуировках? Как ты к этому относишься?
– Ну, может, ему так нравится. Зато у него отличная техника игры и качества чемпиона. Он – левша, как мой друг Иван.
– Кто вас тренирует?
– Нас тренировал Алексей Викторович Бутаков. Он очень много для нас сделал, наш тренер. Сплотил, научил навыкам, технике любимой игры. Я не могу выразить словами, как я ему благодарен.
– Любимые школьные предметы?
– Физкультура, русский язык, математика, иностранный язык.
– Получается, все любимые?
– Получается. Сам я парень спортивный. Мне удаются спортивные занятия. Без спорта жить не могу. Хорошо разговариваю на английском языке. Второй год его изучаем – в жизни пригодится всё.
– Компьютер не мешает учебным занятиям?
– У меня с компьютером нормальные отношения. Месяца через два у нас появится беспроводной интернет. Дед подал заявку.
– Книги электронные читаешь или ходишь в библиотеку?
– В библиотеку хожу, в компьютере нахожу нужные произведения по программе. Любимые авторы – Пушкин, Тютчев, Есенин, Майков. Сейчас читаю «Урфин Джюс» Волкова. Много чего нравится у Волкова. Персонажи необычные и яркие.
– Еремей, расскажи, пожалуйста, об успехах и достижениях в учёбе и творческих занятиях.
– Я участвовал в олимпиаде по математике. В прошлом году – в ершовском международном конкурсе «Весёлая карусель». Написал сказку «Про вредный мячик».
– А успеху твоих друзей ты радуешься?
– И радуюсь, и завидую маленько.
– Ты как стихи писать начал, Еремей?
– Вы нам рассказали на встрече в библиотеке, как построить предложение в рифму, как выбирать нужные слова. А потом как-то у нас были неполадки с газом, бабушка сказала, чтобы я в комнате посидел, потому что на кухне запах газа. Что делать в комнате? Скучно. Я вспомнил наш разговор в библиотеке и принялся сочинять стихи. Бабушка приходит, я ей говорю: «Бабушка, у меня вдохновение, ты выйди, пока оно не исчезло». Полтетрадки насочинял.
– У тебя хорошие стихи о друзьях, о папе. Расскажи о папе.
– Папа сильный, мужественный, могучий – сам возвёл фундамент дома. А в школе за ним все девчонки бегали. Когда был маленьким, умел за себя постоять. Если учинит «разборки» – все тише воды, ниже травы. Учительница говорила, когда начинали баловаться и шуметь: «Физиотерапия закончилась, пора Александра Ботяева просить навести порядок».
– А ещё кто из взрослых для тебя является авторитетом? Кого ты так же любишь?
– Маму, бабушек, дедушек. Они хорошие, и огорчать их не стоит.
Уроки стихосложения в детской библиотеке стали для Еремея Ботяева приобщением к секретам литературоведческого мастерства. И не только. Уроками открытий. Его стихи позволяют посмотреть внимательными распахнутыми глазами ребёнка на важные события современности, жизнь вокруг нас, тех, кто рядом.