Медиакарта
16:06 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Не прибавить – не убавить»

В 1976 году я был избран председателем Армизонского районного общества охотников и рыболовов, в связи с тем, что после продолжительной болезни преждевременно ушёл из жизни Степан Григорьевич Иванов… Многие из старожилов хорошо помнят и сейчас его - полного неиссякаемой энергии даже в пожилые годы, вспыльчивого, полного азарта и задора в охоте. И до этого, и после от друзей много слышал интересных историй, связанных с ним…
Вот посудите сами: мало кто знает из молодых охотников об охоте на серых гусей по всходам, когда в конце мая – начале июня на только что взошедшую сочную, нежную зелень хлебов начинал подлетать с юга сотнями «холостеж»... Гнездовые гуси, прилетевшие еще в апреле, в это время уже водят своих гусят, а холостой гусь - это молодежь прошлого вывода, и станет половозрелым только следующей весной, а пока она свободна от семейных забот, жирует, набирают сил «плачут и поют», выбирая свою будущую пару.
Вся эта пернатая молодая братия, в том числе - журавлей и лебедей, как саранча, ежедневно утром и вечером, в течение почти месяца, пока не уйдут на линьку, делают «набеги» на совхозные поля, нанося немалый урон. Директора совхозов Ю-Дубровнинского, Калмакского, Прохоровского не раз обращались к охотоведу, председателю охотобщества, охотникам с просьбами «отвадить» назойливых птиц пакостить. И как-то раз один из них позвонил Степану Григорьевичу, даже точно указав место «гусиного пира». А поскольку поле находилось на территории приписного хозяйства общества, то, дав добро, тот пригласил с собой на охоту своих закадычных друзей – членов правления РОО и Р, директора прорабского участка Баянова Николая Павловича и работника исполкома Корикова Анатолия Федоровича…
К вечернему вылету гусей на поля охотники уже заранее скрытно расположились в соседнем лесочке, и стали готовить место для ночлега и отдыха. Ждать придется долго – гусь кормится до глубоких потемок, торопиться ему некуда - забот никаких… И спугивать нельзя, пока сам не улетит. А утром - раным-рано, около 3-часов - в полных потемках из метра в метр безошибочно прилетит на то место, откуда вечером сорвался... Понаблюдав, приятели поняли, что директор совхоза был прав – гуся, не считая другой птицы, подвалила не одна сотня.
Подготовив лопаты, профиля, наломав зеленых веток для устройства маскировки, охотники не раз успели перекусить, предвкушая царскую охоту. И лишь когда в полной темноте услышали гвалт поднявшихся и удаляющихся в сторону оз. Черное гусей, поспешили со всем скарбом к месту присидка, при этом каждый старался устроить скрадок на месте, где побольше осталось гусиного помета и пера…
Николай и Анатолий быстро приметили места, и торопились вырыть свои «окопы», а горячий Степан Григорьевич всё взад-вперед бегал по ночному полю, давя и пробуя на свежесть помет, и никак не мог определиться… Копать начал где-то в отдалении, когда тьма стояла непроглядная. Друзья предложили помочь, но донеслось: мол, сам справлюсь, вы лучше стол накройте - все равно уже некогда спать, да и комары заедают напрочь…
Не менее получаса все нервно ждали его, не раз уже и звали громко, когда уже наконец из темноты к костру подошел председатель… В сердцах отбросив лопату, утирая пот, ругнулся: «Ну и земелька! Не пропахали они ее что-ли?», чем сильно удивил товарищей… Выпили с устатку, поговорили, а тут уже и время скрадки занимать. Разошлись по полю, притихли… Дальше уж друзья потом рассказывали со слов самого Степана Гргорьевича… Мол, только спустился он в ямку, давай прилаживаться для удобного выстрела, как гусь налетит, - глядь! А прямехонько на него с включенными фарами прёт бензовоз! Едва успел выскочить из ямы, да с ружьем к машине кинулся, крича: «Куда прёшь по сеяному полю!». Увидев «приведение», шофер еще громче заорал матерно, да с «прибаутками», смысл которых сводился к тому, что, мол, зачем ты, нехороший человек, среди ночи да посередь дороги, яму выкопал, когда мне трактора надо заправлять… Уж потом-то, остановившись, да поближе разглядев знакомого председателя охотобщества, помягче извинился, и, пожелав удачи, на прощание посоветовал: «Ямку-то потом зарой…».
Шила в мешке не утаишь - байка разошлась по району с «подробностями»… А потом были и другие: чего стоит один случай, когда с этой же компанией сидели поздней осенью на лодках на озере, охотясь на уток с чучелами... После второго выстрела, подранок, хлопая крыльями, стал улепетывать в камыши, а Степан Григорьевич, в горячем азарте, с криком: «Куда ты?!», кинулся из лодки за добычей пешком по воде, вместе с ружьем и амуницией…
Вот такой он был, наш Степан Григорьевич Иванов… Царство ему небесное…

Автор: Ю.Н. МАСТЕРСКИХ, председатель РОО и Р