Медиакарта
16:59 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Медведи

…В тот год я собирался подать заявку на лицензию на лося в близлежащие районы - Заводоуковский, Упоровский и наш, Армизонский район, но мой шеф - председатель областного общества охотников Ю.Я. Курочкин – огорчил, ответив, что на эти территории все лицензии выданы. «Утешительный приз» - можно получить на Юргинский… 

Конечно, поначалу я расстроился - в тех краях охотиться не приходилось, да и знакомых там не было, но, посоветовавшись с товарищем по охоте, членом правления В.А. Гардт, работавшим начальником мелиорации, решили от лицензии не отказываться. Авось повезёт… Но когда дважды скатались впустую, что не удивительно - не зная мест и без местных «проводников», поняли, что это - пустая затея. И тут, в очередной раз возвращаясь домой «порожняком», я поведал Андреевичу, что у меня есть друг-фронтовик, опытный лосятник в Малом Краснояре Омутинского района… Это ведь на границе с Юргинским и Голышмановским районами - а вдруг он согласится нам помочь… Недолго думая, мы и подвернули на Краснояр…

Приветил нас мой старый знакомый Терентий Александрович Кузнецов хорошо, да и в поддержке не отказал, лишь поставил условие: мол, время упущено - снегу много, лося разогнали, а потому без надежного вездеходного транспорта не обойтись… Найдется такая техника - они с сыном Санькой в следующие выходные нас будут ждать… Как такое упускать?!
На пятницу Гардт взял путевку на Омутинку на вездеходном ЗИЛ-157 «Труман»… Груз мы сдали, и к вечеру, прихватив с собой из Омутинки сына Терентия – Саньку, подкатили в Малый Краснояр…
Санька оказался опытным шофером, уже отслужил в армии и работал в Омутинке в ПМК на ЗИЛе с краном, к тому почти не уступал по опыту в охоте отцу. С вечера он подготовил машину, заправил, положил топоры, лопаты, ручную пилу, кузов набил сеном… Сам Терентий дал нам два тулупа овчинных, широкие охотничьи лыжи, масхалаты, ружья и патроны на крупного зверя. Скомандовал, что выезжать будем рано, а «бабке» - Анне Никоноровне - было наказано приготовить еды нам с собой на двое суток.
…Зимний день короток, поэтому в 5 утра отец с сыном в кабине, мы с Андреевичем на сене и в тулупах - в кузове, уже были в охотугодиях Юрги в поисках свежего следа. ЗИЛ на приспущенных колесах уверенно шёл по тальникам, болоту, камышам… На рассвете видели наброды лис, зайцев, много тетеревов – «гроздями» сидят на березах, кормятся почками и сережками. А лоси… Как вымерли! И только объеденные ветки тальника и молодняка осины, говорят о том, что они здесь были! Причем - не так давно… Поэтому Терентий из кабины приказал нам «смотреть в оба, а не кутаться в тулупах!». Время к обеду… Пересекаем глухое болото, сплошной чернотал, вымокшие гнилые березы и кочкарник… И тут, аж глазам не поверил! Неожиданно, как из-под земли, у талового куста появляется… медведь! Метрах в сорока от нас! Оттопырив «филейную часть», замер в стойке на задних лапах! В кабину ору: «Медведи!», и стучу по крыше: «Подайте мое ружье!!!» Терентий выглядывает на меня, как на помешанного, кричит – мол, какие тебе медведи, может - люди или лоси? Но все ж подает двустволку, с наказом - смотри ладом! Успеваю выцелить и выстрелить! Медведь исчез… Да не может такого быть! С Санькой бежим смотреть… Есть сечка! Но зверь уходит в чащу… По кругу обрезаем массив, куда он скрылся: из куста выходной след медведя есть, на махах… А вот крови нет! Выходит их было два! Ворачиваемся на след подранка и начинаем разбираться… Вот оно что: находим место зимней их «спячки»! Мишки, сделав постель между огромных болотных кочек, нагуляв за осень запас жира, устроились под открытым небом, а метели сами навели им снеговую крышу над головой! Уже потом, почитав литературу, убедился, что и такое бывает… А мы, проезжая рядом, разбудили их, обрекая на опасную жизнь «шатуна», или волкам на съедение... И то, и другое – не дело… Поэтому невольно пришлось продолжить охоту. Как предположил Терентий Александрович - это молодые, нынешнего помета медведи - «пестуны», возможно, у них или погибла мать, или просто не взяла их с собой в берлогу, потому что у нее к весне будет новый помет и подростки начнут мешать…
Здесь же поведал про аналогичный случай, произошедший с ним в этих местах, когда много лет назад, преследуя зимой тяжело раненого лося, вдруг прямо перед собой увидел вылезавшего из сугроба-берлоги, спросонья еще не понявшего - кто его разбудил, огромного бурого медведя… Спасло охотника то, что был наготове, да и ружье заряжено пулями - не растерявшись, свалил его сразу наповал! Как оказалось, уходя, лось случайно наскочил на берлогу, острым копытом проткнул ее и разбудил спящего зверя…
Будучи постарше, да поспокойней, Терентий и Андреевич пытались отговорить нас с Санькой идти без собак за раненым мишкой… Да куда там - азарт и желание добрать подранка так взбудоражили, что мы, зарядив картечь и пули, полезли в чернотал по следу… А он то был совсем рядом! Заслышав нас, угрожающе рявкнул и шарахнулся в сторону… На какой-то миг открылся – этого мне и хватило «навскидку» ударить его волчьей крупной картечью по голове! Есть добыча! Подогнав ЗИЛок, вчетвером загрузили целиком тушу в кузов. Но тут же где-то и второй! По глубокому снегу далеко уйти не мог! Вскоре и он был взят… Вот это охота!
Незаметно опустились сумерки, появились звезды… Наши проводники, сориентировавшись по звездам, часам к семи вывезли нас в деревню в Юргинском районе, где жила старшая сестра Санькиной жены. Та обрадовалась неожиданным гостям, да пригласила с морозца пойти в жарко натопленную деревенскую баню – суббота ведь... Когда все напарились и намылись, плотно поужинали, Терентий с Андреевичем улеглись почивать, а нам с Санькой приказано освежевать мишек: к 5 утра снова выезжать на охоту, потому как, выезжая из лесов, пересекли свежий лосиный след…
Далеко за полночь мы разделались с трофеями, аккуратно сняв шкуры с лапами и головами, чтобы дома выделать и повесить на стену - на память… Не успели ладом и уснуть, а уже будят - готовить машину… Через пару часов мы уже были на следу. Темно… Позавтракали, подремали… А как рассвело, так быстро обрезали и закружили лося! Он заскочил в густой березовый мелкач – дважды объехав вокруг, мы не смогли его никак увидеть, и тогда Терентий нас с Санькой высадил в засаду, а Андреевич пошел в загон по следу. Лось «выкатил» прямиком на Саньку, и тот чисто взял его с первого выстрела… Наша охотничья эпопея закончилась… Прибрав мясо и шкуру - на сдачу, тронулись в обратный путь…
…А шкуру мишки я потом сам выделал, и она много лет вместо ковра висела на стене, затем лежала на полу… Когда уж совсем изветшала и вытерлась - я обрезал лапы, и теперь, когда внук на Новый год наряжается в костюм индейца, его украшают настоящие медвежьи когти, напоминая мне ту удачную охоту и, увы, уже ушедших друзей…

…Как пишут ученые – охотоведы, в последнее время медведя стало намного больше, советуя больше давать разрешений на его отстрел, исходя из немалого вреда, приносимого зверем. Так, после спячки медведь вылезает из берлоги голодный, и еще по глубокому снегу и весеннему насту часто убивает стельных самок лосей, изюбров и т.д. Он очень хитер - скарауливает и внезапно нападает на лосей на водопое, загоняя их в воду вплавь, а там убивает лапой по шее и вытягивает на берег. Даже сильного рогача лося добывает, загоняя его – оттесняя в мелкач, где тот не может обороняться рогами и ногами...