Медиакарта
16:56 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

О заключении договора управления многоквартирным домом

Письмом Федеральной антимонопольной службы России (далее ФАС) от 19.01.2017 № ИА/2401/17 разъяснены вопросы применения антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 163 ЖК РФ.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся вопрос выбора способа управления многоквартирным домом, который может быть изменен собственниками в любое время.
В соответствии со ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.
ФАС России по результатам проведения анализа законодательства и судебной практики сделаны следующие выводы:
- в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем 50 процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Федерального закона «О защите конкуренции»;
- не проведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению МКД, что свидетельствует о нарушении законодательства о защите конкуренции;
- в случае, если доля физических лиц - собственников жилых помещений в доме составляет менее 50 процентов от общего числа собственников, а доля государства - более 50 процентов, то физические лица лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований (при этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен статьями 161 - 162 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75).