Медиакарта
7:21 | 31 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Минута славы для педагогов

Конкурс – это не только радость творчества, но и напряжённая работа, требующая большой подготовки. Видимо, поэтому в номинацию «Учитель года» на районный конкурс «Педагог года – 2017» заявились всего четыре участника. Учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры школы № 1 Ольга Смолина неоднократно доказывала свой профессионализм, в том числе на областном уровне. У неё накоплен огромный опыт, что впору уже самой быть в жюри и оценивать педагогическое мастерство коллег. Остальные конкурсанты в этой номинации – новички. Тамара Быкова ведёт в школе № 1 немецкий язык, как второй иностранный язык. Дважды она стажировалась в Германии, отлично знакома с культурой немецкого народа.

– Моя концепция работы – формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку, – рассказывает Тамара Николаевна. – Разучиваем с детьми стихи и песни, пословицы и поговорки, имитируем праздники, изготавливаем подарочки, которые обычно преподносят родным и друзьям в Германии. Обязательно провожу сравнительные параллели с другими языками. Учебный материал стараюсь доносить до учеников доходчиво. Сейчас учебники построены на лексике, которую используют носители языка такого же возраста, что вызывает у детей интерес. У меня был первый опыт публичного выступления, теперь многое сделала бы иначе. Я осталась довольна проведённым уроком. Посвящала его приближающейся Пасхе. Рада, что поучаствовала в конкурсе, открыла для себя много новых педагогических идей.

Учитель химии и биологии школы № 2 Наталья Кривоше­ева отдаёт предпочтение информационно-коммуникативным технологиям. Этот опыт и представляла на конкурсе профмастерства.

– Современные дети с раннего детства пользуются гаджетами, применяю различные компьютерные программы, позволяющие ученикам быть не просто сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками учебного процесса, – делится своим мнением Н.А. Кривошеева. – Электронные учебники и тренажёры, виртуальные лаборатории – хорошее подспорье на уроках. Для конкурсантов была организована экскурсия в школу № 2 в Заводоуковске, где все педагоги широко применяют IT-технологии в обучении учащихся. Материально-техническая база очень развита. Компьютерные технологии использую не только в профессии, но и в жизни. Люблю в программе «ФотоШОУ PRO» для своих близких создавать видеоролики из фотографий и музыкальных композиций. В этом году начала вести в школе кружок «Канзаши» – техника работы с лентами. На конкурсе меня приятно удивила душевная теплота, которой нас окружили организаторы мероприятия. Между участниками не было конкуренции, переживали друг за друга, я заняла третье место.

Почти два десятка лет Сергей Ткачук работает в педагогической сфере. Был завучем, директором, с этого учебного года трудится только учителем физики Королёвской школы. На конкурсе он представлял опыт по проблемному обучению. На уроке с учащимися 7В класса школы № 1 рассматривали тему «Атмосферное давление», ребятишкам запомнились опыты и доброе к ним отношение учителя.

– Услышать спасибо от учеников за урок – самая большая награда для педагога, – говорит Сергей Николаевич. – Несмотря на существенный педагогический стаж, на конкурсе я многому учился, у каждого учителя есть свои «фишки». Мне понравилась школа успеха, особенно запомнились занятия по ораторскому искусству и рисованию на воде. Побывали в Пушкинском музее Земляновской школы, водили хороводы. Прошли тренинги и мастер-классы по командообразованию и экологии человека. Если соберусь вновь участвовать в конкурсе профмастерства, то приду уже с более высоким уровнем подготовки, благодаря полученному здесь опыту.

– Конкурсанты-учителя были равными по возможностям, до последнего было не ясно, кто выйдет в победители, – комментирует член жюри, победитель районного конкурса «Учитель года – 2016» Ольга Еликова. – Они демонстрировали современные методы и приёмы обучения, виден высокий уровень профессионализма. Хорошо, что для участников организуют выездные экскурсии, им дают возможность отдохнуть, получить новые знания и впечатления. Педагогам же редко удаётся куда-то выбраться из-за загруженности на работе.

К заочному этапу конкурса учителя готовили методические портфолио и писали эссе «Я –учитель», также члены жюри оценивали их сайты. В очном туре участники нынче проходили три испытания. Проводили открытые уроки, давали мастер-классы, а на методическом семинаре представляли системы своей работы. Как сказала заведующая методкабинетом Любовь Дюкова, данное конкурсное задание вновь вернули. Оно необходимо, потому что теория с практикой должны быть в тесной связке.

Воспитатели на конкурсных заданиях тоже показывали новые подходы в работе с детьми. Любовь Лоренц трудится в детском саду № 4 «Ёлочка» два десятка лет. Она участвовала в конкурсе уже третий раз. Нынче решила поделиться опытом о том, как эмоционально развивает дошкольников. На мастер-классе предложила создать «сосуд настроения», используя цветную соль. Она советует родителям таким же способом дома проверять внутреннее состояние детей. Если много тёмных цветов, значит стоит насторожиться и выяснить причину плохого настроения ребёнка.

– Второй год работаю над этой темой, взялась за неё, потому что современные дети не умеют выражать свои чувства, сопереживать и сочувствовать людям. Нужно растить эмоционально здоровых детей, – поясняет Л.А. Лоренц. – На эту мысль натолкнул меня разговор с куратором, в прошлом году я заочно окончила Челябинский государственный университет. Теперь пытаюсь научить родителей и детей быть внимательнее друг к другу и окружающим.

Художник, музыкант, техник, тренер по вольной борьбе – творческие личности встретились в номинации «Педагог дополнительного образования». Самой опытной из них была Людмила Носова, она работает в школе искусств уже пятнадцать лет, накоплено много педагогических находок. На конкурсном уроке показала, как вызвать у воспитанников интерес к сложным произведениям великого композитора Иоганна Себастьяна Баха через собственную любовь к музыке. Людмила Витальевна больше всего обрадовалась высокой оценке своей работы со стороны студенческого жюри.

Самая многочисленная группа участников была в номинации «Классный руководитель» – восемь педагогов. Светлана Коршунова из школы № 2 представляла авторскую программу воспитательной работы «Лестница успеха» с 5-го по 11 класс. Сейчас у неё десятиклассники.

– Цель моей программы – воспитание успешной личности, – отметила Светлана Валерьевна. – Клас­сный час давала в десятом классе школы № 1, дети поддержали меня. Мы выводили формулу самообразования: «Хочу. Могу. Надо», чтобы ребята в будущем ориентировались на неё и сделали правильный выбор профессии. В этом конкурсе участвую второй раз спустя десять лет. Сразу заметны перемены к лучшему в организации мероприятия: стало интереснее, и участники значительно выросли профессионально. Сцена для церемонии награждения украшена очень красиво, подготовлены отличные номера художественной самодеятельности. Осталось много позитивных эмоций, нашла новых друзей.

Не зря классного руководителя называют второй мамой. Тёплое, чуткое, внимательное отношение к детям – прежде всего. Возможно ли только за время конкурса рассмотреть, умеет ли классный руководитель в действительности ладить со своими подопечными? Хорошо бы понаблюдать за классными руководителями, заявляющимися на конкурс, в рабочие будни. Впрочем, это же касается и других конкурсантов для более объективного оценивания профессиональной деятельности.

В этом году за звания лучших состязались больше двадцати конкурсантов из 18 образовательных учреждений. Торжественная церемония закрытия конкурса проходила в Голышмановском центре творчества. Красиво украшенная сцена, огромные букеты цветов, счастливые улыбки. К встрече победителей всё готово, вот она – минута славы. В номинации «Учитель года» не было равных Сергею Ткачуку – учителю физики Королёвской школы. Лучшим воспитателем признали Любовь Лоренц, работающую в детском саду «Ёлочка». В номинации «Классный руководитель года» победу одержала учитель начальных классов школы № 4 Ирина Боярских. В номинации «Педагог дополнительного образования» блестяще показала свою творческую работу преподаватель детской школы искусств Людмила Носова.

В этом году на конкурсе появилась новая традиция. Участников оценивало ещё и независимое студенческое жюри. Будущие педагоги выбрали лучших действующих педагогов. По мнению студентов местного агропедколледжа, победы в номинации «Признание» достойны учитель биологии и химии школы № 2 Наталья Кривошеева, воспитатель детского сада № 3 «Вишенка» Ольга Лесникова, учитель начальных классов школы № 4 Ирина Боярских, преподаватель ДШИ Людмила Носова.

Районный конкурс педагогического мастерства проходит с 1996 года. За это время его участниками стали свыше 300 человек. Для многих это – важная ступень профессионального роста. Хорошо, если бы в номинации «Учитель года» участвовало больше педагогов, особенно из сельских школ.

Фото Алексея БОДРОВА

Автор: Оксана ТИТЕНКО