В пост душа оживает
Прихожанка храма Нина Петровна помнит самый первый Великий пост, который выдержала от начала до конца. Выстаивала все службы в храме, читали покаянный канон Андрея Критского.
– Особенно потряс меня Плач Богородицы, когда в храме гасят свечи и встают на колени, – делится ощущениями женщина. – Вместе со всеми ходила Крестным ходом. На ночной службе перед Пасхой до полуночи настроение одно было, а потом, когда батюшка возгласил: «Христос Воскресе!» – словно волной подхватило и понесло куда-то вверх... Я думала, только у меня так. Оглянулась на дочь – и у неё лицо светится. Вот это чувство полёта, когда душа просится ввысь, к Богу, запомнила на всю жизнь.
Пост начинала, рассказывает Нина Петровна, с ограничения в еде. Постепенно пришло осознание, как нужно проводить эти дни.
– Чаще стараюсь бывать на службах в храме, дома больше читать: Псалтырь, Евангелие. Во время поста появляется даже потребность такая. Телевизор не смотрю, больше размышляю. Вдруг в памяти всплывают случаи, когда обидела кого-то. Если не покаялась в этом грехе – на исповедь к батюшке. И в семье в другое время голос бы повысила, а здесь углы пытаешься сгладить…
– Домочадцы вместе с вами постятся?
– Нет. Держу пост одна, для семьи готовлю отдельно. Но муж часто вместе со мной ест постное, ему нравится. Гости приходят – накрываю для них стол.
Священники как раз и предостерегают, чтобы время поста не ложилось бременем на наших невоцерковлённых родственников, для них это неподъёмный груз, они не понимают, для чего нужно отказываться от любимых блюд. Человека Господь постепенно к себе призывает. У меня мама верующая была, помню, перед Пасхой каждый год всё в доме белили, чистили. Мне доставалось мыть старинную икону с изображением Богоматери и младенца. Только спустя годы я узнала, что икона называется «Млекопитательница», теперь она и в нашем доме висит...
Исправлять свою жизнь покаянием
Беседу с клириком храма Вознесенья Господня отцом Димитрием мы начали со значения поста в жизни каждого православного человека.
– Через принятие таинства Крещения мы даём обещание научиться жить по заповедям Божиим. Смысл поста не только в воздержании от пищи, это лишь средство, которое помогает нам увидеть свои духовные недостатки. Этот период должен заключаться в познании себя и Бога. Перед Великим постом следуют четыре подготовительные недели, которые напоминают, что человек может удалиться от Бога через грехопадение. Первая – неделя о блудном сыне. Когда сын покинул отчий дом, растратил всё имение, но осознал, что был не прав, решил вернуться, но уже не как сын, а как наёмник, раб, считая себя недостойным. Вторая неделя – о мытаре и фарисее, указывает на то, как человек должен молиться: видеть свои грехи, а не осуждать недостатки ближнего. Неделя о Страшном суде – о том, что рано или поздно каждый из нас предстанет перед Богом, каково будет продолжение нашей жизни после смерти – зависит лично от каждого. Пример здесь – притча о богаче и Лазаре. При жизни богач пировал, радовался и веселился, а Лазарь питался крошками, которые падали с его стола. Когда оба преставились, Лазарь оказался на лоне Авраамовом, а богач попал в ад, умолял Лазаря утолить его жажду. На что Авраам ответил: невозможно ни нам к вам попасть, ни вам к нам. Четвёртая неделя напоминает нам о грехопадении Адама и Евы через невоздержание. Так же и мы в миру живём в невоздержании. Пост – это возможность приблизиться к Богу. Человек сам выбирает – поститься, участвовать в церковных таинствах, соблюдать заповеди, либо нет.
– Начинаешь поститься, штурмуешь магазины в поисках постных продуктов, и иногда молча осуждаешь тех, кто колбасу покупает. Думаешь в этот момент, мол, вот я пощусь, готовлюсь к празднику...
– Это как раз образ фарисея, который говорил, что я пощусь, всё исполняю. Но Господь сказал, что он меньше будет оправдан, чем мытарь, который только молился: «Господи, буди милостив мне, грешному». В притче он не ставил целью показать, какой он грешный, приносил покаяние Богу. Так и мы должны нести покаянный подвиг втайне. Мы имеем наставление Иисуса Христа, как должно поститься: кто делает это лицемерно, напоказ, тот уже здесь, на земле, принимает награду. Кто постится втайне, тому Господь, видя тайное, воздаст явное. Посещение храма не даёт нам билет в Царство Божие. Опыт святых отцов и их советы говорят о том, что есть два пути познания Бога. Первый – через молитвы, через соблюдение правил. Второй путь – созерцательный: через опыт духовной жизни, внутреннее делание, преображение человека, Господь открывается ему. Эти пути совместные: сначала человек видит только внешнюю сторону, а затем углубляется во внутреннюю. Духовное возрастание должно быть последовательным.
– Сказать самому о себе, что грешен, легко. А вот когда посторонний скажет об этом, тут и откроется, какой на самом деле я гордый, сварливый, нетерпимый, с большими «колючками». Недаром во время поста бывают самые сильные искушения. Святые отцы сравнивают пост с тем лекарством, которое сначала обостряет болезнь, а потом излечивает. Так и в духовной жизни происходит: все наши внутренние «болячки» выходят наружу, проявляясь в чём-то внешнем.
– Апостол Павел говорит: кто постится, пусть не осуждает того, кто не постится, и кто не постится, пускай не осуждает того, кто постится. Что пользы, если и больных исцеляете, и мёртвых воскрешаете, а любви к ближнему не имеете? Пост – это обострение наших страстей, когда все скрытые пороки обнажаются, мы видим себя со стороны. Советую почитать труд преподобного Иоанна Лествичника «Лествица», который он написал по просьбе монашеской общины. Изложил причины возникновения каждой страсти и как с ней бороться.
– Часто ли у вас, батюшка, просят послабления на пост?
– Благословение на послабление поста просят, как правило, люди пожилые, немощные. Священник не может отменить правило, благословляю на пост по мере сил. Если в среду и пятницу можете не есть молочное – то воздерживайтесь от этих продуктов в эти дни. Если на протяжении всей недели тяжело – по мере необходимости, сколько нужно – вкушайте, чтобы излишек не было. Но, если пьёте молоко, старайтесь воздерживаться от осуждения, гнева – духовный пост не отменяется.
– Вот постится человек несколько дней, недель, а потом чувствует, что сорвётся, не дойдёт до конца. Нарушает, и думает, недостоин встретить светлый праздник, отчаивается...
– Как человек приобретает опыт в профессии и становится квалифицированным специалистом? Только путём собственных ошибок, их исправления. Так и в духовной жизни. Если человеку безразлично – выдержал он пост или нет, то конечно, это мало пользы принесёт. А если человек пытается, желает, если намерения у него чистые, то будет ему польза, если он даже неделю постился, а все остальные шесть – нет. Потому что он приложил усилия, осознал, насколько это непросто. Пост – опыт воздержания. Осознавая свои немощи, но доверяя Богу, с Божьей помощью пытаемся исправлять свою жизнь.
Фото Алексея БОДРОВА