Эти слова поздравлений 14 марта в течение всего дня звучали в адрес жительницы села Лесное Александры Андреевны Ульяновой. Пожилая женщина отмечала свой 90-летний юбилей, принимала гостей: сначала из первичной ветеранской организации и сельского Дома культуры, затем – из районного центра.
Работники культуры – заведующая СДК Галина Фёдоровна Ковалькова, художественный руководитель Александр Сергеевич Калинин – и юная артистка художественной самодеятельности Анастасия Коновалова подготовили небольшое выступление: спели песню и прочитали стихотворение. Цветы, подарки, тёплые слова долгожительнице в знак признательности, а также письмо из Кремля от Президента России и Памятный адрес главы района вручали заместитель главы по социальным вопросам Владислав Константинович Пуртов, начальник отдела социальной защиты населения Оксана Владимировна Дьяконова и председатель районного Совета ветеранов Алевтина Ивановна Горбунёва.
Работа с четырнадцати лет
Для людей старшего поколения, переживших войну, послевоенную разруху, период ударного социалистического труда, который был не менее героическим, важным всегда считались моральные ценности. Вот и у Александры Андреевны на первом месте было признание её вклада в общее дело развития района. И это не высокопарные слова. На столе видим множество бережно сохраняемых наград, в числе которых юбилейные медали, напоминающие имениннице о непосильной работе в годы Великой Отечественной войны, когда она начала свою трудовую деятельность четырнадцатилетним подростком. А ещё почётные грамоты за высокие производственные показатели, за победу в социалистическом соревновании, за добросовестную безупречную работу, за активное участие в общественной жизни коллектива. Имя Александры Андреевны Ульяновой не раз заносилось в Книгу Почёта, о чём свидетельствуют пожелтевшие от времени документы. А итогом трудового пути стало присвоение звания «Ветеран труда».
Все медали и удостоверения к ним аккуратно сберегает дочь – Тамара Васильевна Ульянова. Шесть лет назад, выйдя на заслуженный отдых, она приехала в Лесное из областного центра. И не просто ухаживает за мамой, но и, как она сама заметила с улыбкой, показывая на свои очки, является её глазами. Дело в том, что у Александры Андреевны проблемы со зрением – женщина абсолютно слепая. А вот память у именинницы – отличная, как и речь – складная, грамотная, не лишённая мудрых высказываний, которыми она «разбавляет» свой рассказ.
– Я исконно деревенская, родилась в Омской области. Осталась без мамы семи лет, отец вновь женился, – начала Александра Андреевна рассказ о себе. Но тут же решила, что он будет нескончаемо долгим, поэтому вкратце поведала основные этапы своей биографии: – В 1950 году приехала из Армизонского района в Юргу, устроилась официанткой. Не знаю, чем приглянулась руководству, да только отправили меня учиться на продавца. После учёбы стала работать в магазине Межколхозстроя. А через пять лет переехала сюда, в Лесное, стала торговать в только что открывшемся магазине РайПО. Проработала в нём десять лет – с 1956 по 1966 годы.
И хозяйка вспоминает, как к ней в магазин приходили начальник ОРСа и главный бухгалтер. Походили по помещениям, заглянули на склад, а когда уходили, выразили пожелание: «Нам бы такую Шуру!». Позвали её на работу в отдел рабочего снабжения.
– Подумала над предложением… да и решилась! Председателем райпотребсоюза был Андрей Григорьевич Кокорин, написала ему заявление на отпуск. Добрые вести ведь не лежат на месте: он сразу понял, что обратно из отпуска уже не вернусь. Не хотел отпускать. А в ОРСе меня приняли без документов. Так получилось, что в течение двадцати дней я числилась сразу в двух организациях.
Александра Андреевна в магазине № 4 ОРСа, куда её определили на работу, трудилась на протяжении двадцати лет, вплоть до выхода на заслуженный отдых.
В окружении близких людей
Вспоминает именинница о муже Василии Матвеевиче. Как встретилась с ним, на тот момент учеником мебельного цеха.
– Оборвались в магазине полочки, его направили мне в помощь. Так и познакомились. Завязалась дружба. Семью создали, двоих детей родили, вот этот дом построили. Сегодня нет уже в живых ни мужа, ни сына Володи. Дочь Тамара за мной ухаживает, приезжают внуки Лена и Виталик – Володины детки, которых двое. Есть уже правнук, которому одиннадцать лет.
Тамара Васильевна говорит о маме с нежностью:
– В каждой семье есть свои традиции, свои порядки, особенности. И мы не исключение. Взаимоотношения в нашей семье всегда строились на уважении. По-другому просто не могло быть. Мама у нас очень хорошая, держала нас в руках, в строгости: чтобы ответственно относились к поручениям, выполняли на совесть работу, дома были не позднее десяти часов – и не имеет значения, что тебе уже шестнадцать. Переживала за нас, отсюда и контроль, и требовательность.
– Правильно сказал в своё время начальник ОРСа: нам бы такую Шуру! В магазин, где Александра Андреевна была хозяйкой, всегда было приятно зайти, потому что она встречала каждого посетителя тепло, с улыбкой, у неё не было плохого настроения. Она абсолютно невредный человек, – подхватывает Вера Андреевна Шулятьева, председатель Лесновской первичной ветеранской организации. – Мы с тётей Шурой жили рядышком двадцать лет. Такое трудолюбие, как у неё, редко встретишь. В огороде – порядок, дом – прибран, покрашен, за оградой – чистота. И детей тётя Шура воспитывала в труде. Я всегда Тамару и Володю ставила в пример своим детям. Они часто к ней приезжали – на все сезонные работы. Когда уезжали, всё перестирают, перемоют. Всегда удивлялась дружбе в их семье. Наше общение было приятным.
Я же, слушая Веру Андреевну, вспоминаю советский кинофильм про деревню «Дело было в Пенькове», а точнее песню «От людей на деревне не спрятаться», которая в нём звучала из уст главного героя.
«Hо не бойся,
тебя не обидим мы,
Hе пугайся земляк земляка.
Здесь держать можно двери
открытыми,
Что надёжней любого замка».
Эти слова так точно передают добрососедские отношения, которые сложились за многие годы у Ульяновых и Шулятьевых.
– Желаю тёте Шуре дожить до ста лет, – звучит из уст Веры Андреевны Шулятьевой пожелание. На что именинница не без юмора заметила:
– Как же так?.. Ты же сама только что сказала, что я человек невредный. А что со мной будет за десять лет – никому не известно.