Медиакарта
22:57 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Наш ответ рынку труда

15:03 | 24 марта 2017

Современная жизнь в условиях тотального проникновения информационных технологий диктует свои требования и рынку труда. Чаша весов, наконец, склонилась от гуманитарных профессий к естественно-научным, и сегодня молодежь всё чаще выбирает специальности инженеров, программистов, технических работников, причём стремится не просто получить образование, но и обрести полезные для жизни прикладные навыки. 

Творчество плюс инновации
Такие возможности есть у студентов факультета математики, информатики и естественных наук Ишимского педагогического института, обучающихся по профессионально-технологическим профилям. Ежегодно курсовые работы выпускников представляют на фестивале студенческого творчества в рамках региональной научной конференции. А сегодня вуз готовится предоставить талантливой молодёжи новые возможности для развития.
Но сначала – экскурс в историю. В 2010 году вышел Приказ Министерства образования открыть на базе высших учебных заведений малые инновационные предприятия – МИПы, под реализацию определённого проекта. В ИГПИ на тот момент был такой конъюнктурный продукт – компьютерная программа ЭВМ «FRACTAL», и вуз получил премию правительства РФ для поддержки талантливой молодёжи и свидетельство на программу, послужившее уставным капиталом для создания на базе института малого интеллектуального предприятия «Интеллект-плюс» (директор А.Г. Поливаев). Дальнейшего развития программный продукт не получил, но в 2013 году МИП начал сотрудничать с городскими дошкольными учреждениями, принимая заявки на производство малых архитектурных форм. Сегодня в детских садах и во дворах многоквартирных домов Ишима можно увидеть яркие детские площадки, лавочки, песочницы, веранды и другие деревянные изделия производства «Интеллект-плюс». Предприятие освоило новую продукцию – тактильное оборудование для развития детской моторики – и получает сертификат на её производство.
В настоящее время деятельность МИПа выходит на новый уровень.
– В прошлом году мы получили предложение поучаствовать в гранте на получение субсидии для открытия центра молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ) на базе МИП, – рассказывает преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования кандидат педагогических наук Александр Гоферберг. – При ТГУ такие центры уже работали, мы с ними проконсультировались, подготовили пакет документов и весной защитили проект своего центра в Москве.
В конце декабря поступило финансирование, на выделенные средства было приобретено современное оборудование: десять 3D-принтеров, два лазерных станка с числовым программным управлением, четырёхосевой фрезерный станок с ЧПУ, режущий и печатающий плоттеры, способные работать с бумагой большого формата, компьютеры, инструменты для ручной работы. Также материальная база центра пополнилась комплектом робототехники, рассчитанным на средний и старший уровни школы. С помощью этого оборудования можно создавать собственных роботов: смоделировать конструкцию, распечатать детали на 3D-принтере, написать программу для управления роботом.
– Задача центра молодёжного инновационного творчества – повысить интерес к техническим и инженерным профессиям, дать школьникам и студентам возможность реализовать собственные проекты в данных сферах. С помощью оборудования можно сделать проект от нуля до готового продукта: создать программу, спроектировать детали и собрать макет, – подчеркнул Александр Викторович.
Также на базе ЦМИТ будут функционировать различные кружки и обучающие курсы для всех желающих – от школьников до взрослых. Эти услуги будут платными. Руководит работой центра А.В. Го- ферберг, в штат входят сотрудники ИПИ – инженер-робототехник, техник и специалист. Центр молодёжного инновационного творчества разместится в одном из цехов третьего корпуса пединститута. Сейчас завершаются работы по обустройству помещения.
Готовим универсалов
А между тем вуз продолжает отвечать на новые вызовы рынка труда. Второй год здесь готовят инженеров-педагогов профессио-нального обучения по профилю «Транспорт». Эти специалисты могут работать в автотранспортных предприятиях, автосервисах, преподавать в автошколах. Обучение заочное, по окончании пятилетней программы подготовки выдаётся диплом об университетском образовании.
В этом году институт собирается открыть новое направление подготовки специалистов – физкультурное и технологическое образование по очной форме обучения. Запланировано 30 бюджетных мест. Абитуриентам предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, а также творческий экзамен в ИПИ по физкультуре и тесты по технологии – отдельно для юношей и девушек. А вот ЕГЭ по математике профильного уровня исключён из требований. Выпускники школ уже проявили большой интерес к данному направлению, при вузе открыты подготовительные курсы, на которых занимаются восемь человек. По окончании курсов они получат сертификат, добавляющий 5 баллов к результатам ЕГЭ.
– Мы объединили педагогическое и производственное образование, чтобы после вуза молодые специалисты могли найти себя в профессии. Они могут вести в школе физкультуру и технологию, работать тренером в спорткомплексе, вести кружки в учреждениях дополнительного образования. А могут выбрать производственную сферу – стать инженером на предприятии, поскольку в программу подготовки входит большой блок технических дисциплин: компьютерная и инженерная графика, черчение, детали машин, сопромат, гидравлика, теплотехника и многое другое. Могут заниматься прикладной и проектно-конструкторской деятельностью. А чтобы научиться грамотно продавать продукты своих трудов, студенты в курсе подготовки изучают основы малого бизнеса, маркетинг, менеджмент, – отметил преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования кандидат педагогических наук Олег Сидоров. – Сегодня сама жизнь предъявляет высокие требования к специалистам, поэтому мы нацелены на то, чтобы готовить универсалов.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Марина СЕРГЕЕВА.