В марте прошёл муниципальный этап шестого Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». А до него – слушали «живую классику» в каждой школе, во всех классах. То есть число участников по району, области, нашей стране не поддаётся исчислению. Учреждённый Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агенством по печати и массовым коммуникациям шесть лет назад, он стал популярным.
Для меня самым важным является то, что уникальные произведения нетленной классики здесь главная составляющая. Среди участников победители и призёры прошлых конкурсов и новые лица. Новые подходы и новые впечатления. Вторая важная составляющая – праздник проводится в мире книг, в Детской библиотеке. Живая классика всюду: на стеллажах, на полках, в книгохранилищах. В выставках-подборках: «Мы пришли к поэту в гости», «Времена года в стране Ч», «Писатели нашего края», «Память огненных лет», «Жили-были сказки».
Обязательным условием для конкурсантов является то, что произведения поэзии и прозы не должны входить в школьную программу по литературе согласно кодификатору элементов содержания к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. А значит – расширять читательский кругозор детей, знакомить наряду с классикой с региональной литературой, зарубежными авторами. Показать возможности современных библиотек. То есть самые благие цели и задачи реализует проект.
Участие в конкурсе «Живая классика» – праздник. Праздник, который ждут и организаторы, и библиотекари, и учителя-словесники, и дети. При подготовке тщательно продумали выбор произведения. В этот раз читали Чингиза Айтматова, Бориса Ганаго, Фёдора Абрамова, Владимира Железникова, Виктора Астафьева, Гавриила Троепольского, Ивана Бунина, Константина Ушинского, Михаила Пришвина. Выбор текста, органичность в материале – это, на мой взгляд, главный бонус к успеху. А не спецэффекты и музыка, декорации и костюмы, которые, хоть и бывают уместны, зачастую мешают глубине проникновения в текст, в образную систему. Выдают недостаток ещё не сформировавшегося эстетического вкуса. Поэтому учредители конкурса отдельным пунктом положения упредили, что всё это не учитывается при выставлении баллов и не является рекомендацией.
Хорошее знание классических произведений, артистизм и способность точно передать смысловую структуру текста всякий раз демонстрируют в «Живой классике» воспитанники Юргинской, Володинской, Агаракской, Лесновской, Новотаповской, Северо-Плетнёвской, Шипаковской школ. Высокие баллы от членов жюри получили Ксения Сарычева, Дарья Семенченко, Ирина Ракова, Дарья Матвеева, Данил Тарукин, Михаил Батурин. Среди критериев оценки выступлений была способность юного чтеца «держать аудиторию», воздействовать на зал эмоционально и артистически. Абсолютной слитности со зрителями удалось достичь десятикласснице Юргинской средней школы (корпус номер один) Анне Шутько, блистательно прочитавшей монолог из «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой – это Диплом победителя, первое место в конкурсе, шестикласснице Лесновской школы Тане Спиридоновой, выбравшей рассказ «Зеркало» Бориса Ганаго (второе место), шестикласснице Агаракской школы Эвелине Щученко, выступавшей с отрывком сказа Павла Бажова «Огневушка-поскакушка» (третье место). Позвольте назвать преподавателей, подготовивших лучших чтецов: Наталью Сергеевну Коновалову, Ирину Яковлевну Налобину, Надежду Валентиновну Иванову. И поблагодарить от лица жюри.
Смолкли последние аплодисменты. Жаль, конечно. Жаль расставаться с миром живой классики. Хочется ещё и ещё слушать, ловить каждое слово великих произведений великих авторов, восторженно аплодировать.