Нынешней зимой впервые на юге области работала служба экстренной помощи на автомобильных дорогах с наиболее интенсивным движением. Один из мобильных пунктов дежурил на 93 километре федеральной трассы Тюмень – Омск.
Организован он был под командой заместителя начальника ОФПС-25 Евгения Каткова. Отряд выделил для этого «Газель», укомплектованную электростанцией, электровентилятором и зарядно-пусковым устройством. Только с таким оборудованием можно возвращать «к жизни» заглохшие на лютом холоде автомобили. Для окоченевших водителей и пассажиров были приготовлены пять комплектов тёплой верхней одежды, пять пар валенок и столько же рукавиц. Само собой, наготове термос с горячим чаем. В экипаже двое – старший и водитель.
Первый выезд на дежурство состоялся 18 декабря. Столбик термометра у отметки минус 34 градуса. Выручили в тот день промёрзшего до костей водителя, более часа устранявшего неисправность своего «МАЗа» на 106 километре. Как узнали о нём, находясь за 13 километров ? Сообщили из следующей в сторону Тюмени машины. Но чаще всего информация о попавших в беду поступала от диспетчеров МЧС, с которыми пост поддерживал радиосвязь.
Дежурили на трассе при морозе минус 30 градусов и ниже. Однако в один из декабрьских дней Геннадий Фруцкий и Владимир Астапчук выехали на привычное место, когда было «теплее» – минус 28. Как оказалось, не зря. Понадобилась помощь водителю иномарки, «посадившему» аккумулятор в тщетных попытках завести двигатель.
Случались происшествия куда более серьёзные. Так, 24 декабря спасателям Роману Коваленко и Юрию Вишнякову пришлось эвакуировать пассажиров поломавшегося на 120-м километре автобуса КВЗ. Доставили их на СТО «Новая Заимка», где тепло, где люди, откуда можно доехать по назначению.
Бывало и такое, что спасателям приходилось оставлять трассу, спеша к терпящим бедствие на просёлочных дорогах.
Так случилось 23 декабря, когда между посёлками Речной и Урожайный из-за неисправности заглохла «Нива», а мороз под минус 40. Однажды отбуксировали неисправный автомобиль, отогрели людей в черте города. В новогоднюю ночь (минус 33 градуса) дежурить выпало экипажу в составе старшего Юрия Егошина и водителя Александра Дубова. Отдежурили, как положено, кому понадобилось – помогли.
О всех происшествиях и оказанной помощи спасателям нет нужды докладывать «по памяти», всё регистрируется в специальном журнале. Указаны даты, время, где и кому оказана помощь. При этом записываются и фамилии людей, и марки, и номера автомобилей.
Как заметил начальник ПЧ-93 Иван Макаркин, «Газель» не тот автомобиль, чтобы служить объектом помощи и обогрева в лютые морозы. Порой, признался он, зябли и сами экипажи. Но отряду обещан для этих целей «Урал»-вахта, а это совершенно иной масштаб.
В субботу заводовуковцы отыграли Масленицу, проводив зиму. Но к концу недели синоптики вновь прогнозируют большой мороз. Значит, снова на 93 километре займёт привычное место очередной экипаж, готовый оказать помощь тем, кто в пути.
Александр ПАРАМОНОВ