Самым важным, «праздников Праздник и Торжеством из торжеств», для всех христиан является Светлое Воскресение Христово – Святая Пасха. Его называют также праздником духовной радости: «Все войдите в радость Господа Своего, богатые и бедные, ликуйте друг с другом, постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне – Христос воскресе из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», – так говорит нам Церковь в этот день.
Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта под предводительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, «пасха» означает по-древнееврейски «исход», «избавление». Новозаветная христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом – это праздник исхода из греховной жизни и обретения жизни вечной.
Празднование Пасхи связано с евангельскими событиями, поэтому ей предшествует так называемая Страстная неделя – воспоминание последних дней жизни Иисуса Христа. Понедельник, вторник, среда этой недели посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. По величию происходивших событий все дни Страстной недели называются Великими. Служба Великого четверга, вечера, посвящена Тайной вечери Иисуса Христа с Его учениками. В пятницу Христос был схвачен стражниками, предан, и принял крестную смерть. Последние дни Страстной недели: Великий четверг – очищение, принятие таинства, Страстная пятница – страдания Иисуса Христа, Великая суббота – день печали, и затем Светлое Воскресение Христово.
У православных христиан было принято в Великий четверг очиститься духовно, причаститься, ведь в этот день Господь установил вечером Таинство Причащения. В этот же день красили яйца, подготавливались к пасхальному столу. Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, ученицей Христа. Она, придя к римскому императору Тиберию, подала ему яйцо с возгласом: «Христос воскрес!». Император усомнился в возможности для смертных воскреснуть из мёртвых и сказал, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. И в тот же самый момент яйцо стало красным. Красное яйцо – символ воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникла новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет – это не только символ возрождения человеческого рода, но и цвет крови, пролитой на кресте Христом ради искупления грехов мира.
Крашеные яйца, «писанки», позже стали окрашивать не только в красный, но и другие всевозможные цвета. Это были настоящие шедевры народного искусства. На них рисовали пейзажи, символические знаки, всевозможные узоры. Ещё в начале XX века «писанки» были очень популярны и любимы. Расписыванию яиц посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого четверга, так как в Страстную пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой субботы на Воскресенье – освящали. Иногда на разноцветно окрашенные яйца наклеивались из золотистой или серебристой фольги всевозможные украшения. Все эти работы весьма трудоёмки, их выполняли с терпением, вдохновением, любовью и благоговением.
Весь народ торжественно готовился к Святому дню. Много добрых обычаев и поверий было к нему приурочено. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделённых судьбой, помогали снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Люди малоимущие выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю. В Пасху и в другие праздники состоятельные люди старались посылать в тюрьмы подаяние арестованным, не скупились и жертвовали большие суммы на заказы в булочные на калачи, сайки, которые развозились потом по тюрьмам. Главным жертвователем было купечество, оно для «спасения своей души» не скупилось одаривать несчастных, сирот и других бедных людей, чтобы те поминали их в своих молитвах: Господь скорее услышит обращения «несчастных». И они верили в это, как и в то, что каждую Великую субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь. Он свидетельствует о чуде Воскресения Христа из мёртвых.
Уже долгие века из года в год, накануне Пасхи, в Великую субботу, в Иерусалиме, на месте погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа – в Кувуклии – происходит чудесное явление благодатного огня. Сотни тысяч паломников устремляются сюда. Это настоящее грандиозное торжество – здесь и греки, и немцы, и англичане, и французы, и турки, и арабы, и, конечно, русские. Православный Патриарх вместе со множеством священников совершает крестный ход, обходит храм с хоругвями три раза и останавливается. При этом воцаряется полнейшая тишина. Он входит в Кувуклию. Тоненьким зигзагом, как молния, появляется свет сверху вниз и моментально – на гробе Господнем, где разложена вата, которая и загорается от этого огня. Патриарх зажигает пучки свечей и передает в особые окошечки-отверстия. И вот вся церковь дрожит от восторженных криков и ликования. В первые десять–пятнадцать минут огонь совершенно не обжигает. Люди умываются в нём, водят по лицу, волосам, бороде, и ничто не загорается. В это время ощущается всеми великая благодать Божия – радость, счастье, непередаваемые чувства.
Нет богослужения более радостного и светлого, чем в праздник Пасхи. В Великую субботу вечером спешат тысячи людей на торжественную службу. Несут с собою и куличи, и творожные пасхи, и крашеные яйца для освящения. В церкви царит необъяснимо чудесная, приподнято-торжественная атмосфера, ожидание чего-то непередаваемо прекрасного. И вот в полночь из-за закрытых царских врат доносится пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Начинается крестный ход вокруг храма с зажжёнными свечами в руках, и все подхватывают вместе со священством: «Воскресение Твое, Христе Спасе». Вся служба полна ликования, всепобеждающей силы Жизни. Это победный гимн, всех обнимает любовь Христова. Многократно, утверждающе звучит после возгласа священника: «Христос воскресе!» слова всех верующих: «Воистину воскресе!». В первый же день Пасхи освящаются яйца, сыр, масло, куличи, которыми разговляются верующие. В день Святой Пасхи христиане приветствуют друг друга братским поцелуем со словами: «Христос воскресе» и обмениваются крашеными яйцами. В день праздника и в течение всей недели звонят колокола в церкви, можно подняться на колокольню и позвонить.
Особенно любили Пасху дети и молодёжь. Вместе с взрослыми они готовились к ней, помогая по дому, принимая участие в церковных богослужениях, а затем ликуя и радуясь со всеми домочадцами.
В прошлом веке была у детей такая игра с пасхальными яйцами – они катали «крашенки» по земле, по желобу, играли в «битки». В ней участвовали двое, ударяли яйца носиками. Чьё яйцо сохранялось целым, тот считался удачливым в жизни и в награду получал яйцо проигравшего. Маленьких детей одаривали шоколадными и крашеными яйцами, медовыми пряниками. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым. Приглашали всех, угощали, особенно привечали нищих, бедных, больных.
И сейчас Пасха для верующих – особо радостное и праздничное время. Вот как ожидает праздник Пасхи, например, наш современник, мальчик, выросший в семье верующих, где особенно много проводила с ним времени его православная бабушка, учившая мальчика основам веры и благочестивым традициям прошлого. (Э. Веденягина. «Дорога к храму»).
«Скоро Пасха. Мы всей семьёй пойдём на крестный ход. Очень люблю, когда все так дружно восклицают: «Воистину воскресе!». В прошлом году один маленький мальчик пронзительно кричал изо всей силы: «Воистину воскресе!». Я подошёл к нему и спросил, почему он так кричит. Он ответил: «Потому что в самом деле воскрес!» с такой гордостью, будто сам тогда это видел. А мне стало немного завидно: почему я сам не догадался… Бабушка уже собирает луковую шелуху для крашения яиц. Значит, скоро».