Медиакарта
2:22 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Электронный мост в новую реальность

01:00 | 13 апреля 2017
Источник:

По итогам прошлого года Тюменская область вошла в пятёрку лучших российских регионов по уровню внедрения IT-технологий в экономику и социальную сферу.

Такому успеху предшествовала сложнейшая работа, проведенная областным правительством за последние три года. О том, что сегодня собой представляет «Электронная Тюменская область», депутаты регионального парламента смогли узнать на выездном заседании комитета по экономической политике и природопользованию, побывав в региональном информационно-образовательном центре, городской поликлинике № 8, областном Центре робототехники и автоматизированных систем управления и в Центре обработки данных правительства Тюменской области.

Начни с себя

Переход региона в электронный формат начался сразу в трёх направлениях: автоматизация внутренних бизнес-процессов правительства, сфера государственных услуг и развитие отрасли информационных технологий. Решение этих задач было возложено на областной департамент информатизации.

Освоение новых технологий правительство начало… с себя.

По словам директора департамента Александра Албычева, перевод системы документооборота с бумажных носителей оказался непростым не только с технологической точки зрения, ведь надо было создать разветвленную локально-вычислительную сеть, серверные мощности, компьютеризировать все подразделения. Главное — нужно было преодолеть психологический барьер будущих пользователей, убедить их в том, что автоматизация системы управления позволяет экономить бумагу, время и освобождает работника от рутинной бюрократической работы.

— Раньше на согласование того или иного нормативного документа мог уйти не один месяц, — рассказывает Александр Сергеевич. — Скорость процесса в значительной мере зависела от конкретного исполнителя. Кто пошустрее, тот попросту бегал по кабинетам, собирая подписи и заключения. Сейчас все происходит иначе. Перед тем как перевести систему на электронный документооборот, мы выработали единые требования и установили нормативные сроки. Когда изменилась структура взаимодействия, оказалось, что никому никуда не нужно бежать, обрывать телефоны, просиживать в приемных. Теперь с помощью компьютера контролируется каждая бумажка. Все данные можно выгрузить в отчет, представить руководителю, который, в свою очередь, в любой момент проверит, вовремя ли исполняются его поручения.

Теперь в электронном формате осуществляется согласование контрактов, заключение договоров, оформление заявок на транспортное обслуживание, решение кадровых вопросов, бухгалтерский учет.

Одновременно с реорганизацией системы управления отлаживалось автоматизированное межведомственное взаимодействие по оказанию государственных услуг. Сегодня 98 процентов всевозможных документов, необходимых жителям региона в повседневной жизни, оформлены в электронном виде. Благодаря этому население области получает до двух миллионов услуг в месяц. Экономия времени, сил, нервов, которые совсем недавно тратились гражданами на сбор всевозможных справок, колоссальная!

Школа для врача и учителя

В социальной сфере IT-революция началась со здравоохранения. Подготовке программ предшествовала глубокая аналитическая работа по приведению систем управления отрасли и ее отдельных подразделений к единому знаменателю. В каждой поликлинике, больнице существовали свой порядок взаимодействия, оформления документов, отчетности. В марте 2014 года, создав единые условия и правила, департамент организовал обучение врачей.

— Когда начали заниматься информатизацией здравоохранения, поняли: система только тогда сможет работать эффективно, когда она станет понятной каждому доктору, медсестре. А для этого их сначала надо научить пользоваться компьютером, — объясняет Александр Албычев. — Отсюда и решение об организации курсов повышения квалификации медицинских работников в информационно-образовательном центре, созданном на базе бывшего Тюменского института мировой экономики, управления и права.

Интерактивный тренажер, придуманный специалистами департамента, позволяет визуализировать сложнейшие медицинские процессы, переведенные в электронный формат. Сначала «ученики» осваивают их в буквальном смысле шаг за шагом, двигаясь от одного звена к другому по схеме, начерченной на полу. Затем те же действия отрабатываются на компьютере. Причем для каждой группы специалистов разработан свой обучающий курс, в зависимости от роли и задач, которые этим специалистам предстоит выполнять. После недельного обучения и сдачи экзамена выпускники центра, а их уже более 4 тысяч, знакомятся с новыми ресурсами самостоятельно, в интерактивном режиме.

В феврале 2016 года освоением компьютерной грамоты в рамках информационной системы «Электронная школа» занялись тюменские педагоги. Для этого тоже был создан специальный тренажер, помогающий в наглядной форме изучить функционал системы при выполнении различных ролей, научиться управлять расписанием, заполнять электронный журнал, портфолио учителя и ученика, ставить оценки в дневники.

Осенью во всех школах Тюмени будет введена система оплаты питания в режиме онлайн. Родители смогут это делать через личный кабинет на портале госуслуг или через банкомат. Такое новшество позволит освободить учителей от несвойственных им обязанностей по организации сбора денег на питание школьников.

Как врачи и учителя восприняли переход в новую реальность? Этот вопрос более всего интересовал парламентариев.

По словам Александра Албычева, для педагогов самым проблематичным оказалось заполнение электронного журнала. Они не видели мотивации, пока департаменты информатизации и образования не предложили: давайте откажемся от бумажных талмудов. Во многих школах эту идею восприняли на ура. Правда, совсем отказаться от привычного формата пока не удается — в соответствии с требованиями действующего законодательства школьный журнал нельзя хранить в электронном виде. Поэтому в конце месяца он распечатывается, подписывается и отправляется в архив. Но на эту процедуру учитель тратит намного меньше времени, чем раньше, когда журнал заполнялся от руки.

Благодаря «Электронной школе» удалось минимизировать затраты на всевозможную отчетность. Это преимущество по достоинству оценили директора.

О том, что думают врачи по поводу информатизации отрасли, депутаты смогли услышать в поликлинике № 8.

Вошли во вкус

Уже год в этом лечебном учреждении, как, впрочем, и в других поликлиниках Тюмени, не существует регистратуры в привычном понимании этого слова. Нет отгороженных стеклом «прилавков», за которыми люди в белых халатах беспрестанно мечутся в поисках медицинских карт. Нет и столпотворения пациентов, жаждущих записаться на прием, получить информацию или устроить скандал из-за того, что не сразу находятся результаты анализов.

Сегодня регистратура больше напоминает офис солидного банка. Люди подходят к инфо-киоску, получают талончик и спокойно ждут, когда их пригласит регистратор. А многие пациенты и вовсе не нуждаются в таких услугах, потому что записались на прием к врачу дистанционно, с помощью мобильного приложения «Медицина72» или сотрудников единого центра записи. А что касается медицинской карты, так она теперь — в электронном виде, и любой врач может открыть её в своем компьютере, как только больной переступил порог кабинета.

Главный врач поликлиники Ольга Дурегина уверена: информатизация и автоматизация работы ее учреждения, имеющего шесть филиалов, позволяет решить массу застарелых проблем и помочь докторам, медицинским сестрам более эффективно задействовать свой профессиональный потенциал.

Благодаря единой сети, в которую входят клинические лаборатории, государственные медицинские учреждения, страховые компании, ускорился процесс диагностики, сократилось количество досадных ошибок, связанных с так называемым человеческим фактором, а следовательно — и конфликтов с обиженными пациентами.

Ольга Владимировна вместе с терапевтом Олесей Немковой наглядно продемонстрировала депутатам, как происходит процесс заполнения электронной медицинской карты, назначение того или иного обследования, оформление документов для страховой компании, запись пациента к специалистам других медицинских учреждений Тюмени. Стоит отметить, что ни в одном регионе нет такой электронной карты, какая создана в Тюменской области.

— Конечно, переходный период был болезненным, — признается главный врач. — Чего стоил только перевод медицинских карт в электронный формат! Да и сотрудники восприняли новые требования без особого энтузиазма. Но нам дали достаточно времени, чтобы встроиться в систему. Очень помогли курсы, организованные департаментом. И постепенно все втянулись в процесс. Даже те, кто активно сопротивлялся и грозил уволиться. А теперь мы уже и не представляем, как можно работать иначе. Строим планы, чтобы дальше совершенствоваться.

— Врачи вошли во вкус — закидали нас задачами на десять лет вперед, — подтвердил Александр Албычев. — Например, стоматологам требуется программа, позволяющая видеть челюсть в формате 3D, кардиологам хотелось бы визуализировать деятельность сердечно-сосудистой системы. Идей масса. Но все это требует больших финансовых вложений. И собственных высокопрофессиональных кадров в сфере IT-технологий.

Трамплин для Знайки

Для решения задачи по взращиванию технической элиты сделано немало. Под крылом Центра робототехники и автоматизированных систем управления Тюменской области действует многоступенчатая образовательная система по воспитанию будущих талантливых программистов, инженеров-конструкторов. В этом амбициозном проекте помимо Тюменского технопарка принимают участие тюменские вузы, промышленные предприятия и 14 школьных лабораторий «РобоЛаб» и «АйтиЛаб». Обучение навыкам программирования начинается с пятого класса.

Помимо теории Знайки и Самоделкины под руководством старшекурсников из Тюменского государственного университета занимаются и практической работой.

Некоторые проекты, уже получившие признание, в том числе и на международном уровне, сами авторы продемонстрировали депутатам. Несмотря на юный возраст, изобретатели по-взрослому серьезно и ответственно подошли к выбору проектов с точки зрения их пользы.

Взять, например, электронный овощ. С виду — какая-то странная игрушка. А на самом деле —  надежный контролер качества картофеля.

Несерьезно смотрится и прибор для измерения качества дорожного полотна. Но его преимущества уже оценили дорожные строители.

Для аграриев большим подспорьем может стать прибор для определения влажности почвы, для врачей — миниатюрный тепловизор, апробированный в одной из школ города.

— Ребята получают здесь такие знания, что после того, как они окончат школу, вузам придется до них подтягиваться, — не без гордости заявил Александр Албычев. — Цель проекта — воспитать свою инженерную элиту. Для этого и созданы технопарк, новые кафедры в тюменских технических вузах. Следующая ступень — обеспечить айти-специалистов достойной, интересной работой…

Знакомство с «Электронной Тюменской областью» завершилось в Центре обработки данных правительства Тюменской области, где аккумулируется и анализируется вся информация о работе сорока подсистем, задействованных в разных направлениях экономики и социальной сферы региона.

— Я представлял, как работают новые технологии, но то, что мы увидели, не может не восхитить, — поделился впечатлениями единоросс Алексей Салмин, который, собственно, и предложил коллегам по комитету провести заседание, посвященное этой теме.

— Жаль, что в решении комитета мы не можем поблагодарить департамент информатизации за проведенную огромную, важную и полезную работу, — сокрушался депутат от «Единой России» Александр Крупин. — Так что просто примите мои слова признательности, Александр Сергеевич.

— Развитие проекта «Электронная Тюменская область» касается всех. Сегодня процесс принятия управленческих решений идет на основе систематизации и обобщения тех данных, которые дают нам электронные ресурсы. Это позволяет более эффективно и последовательно развивать все сферы жизни региона, — подытожила председатель комитета единоросс Инна Лосева.

Фото Сергея Киселёва.

Автор: Алла Горелова