Недавно в г. Тобольске я встретила знакомую, разговорились о том о сем, ну и, конечно же, о работе. «Что бы ты ни говорила об учительстве, профессия эта насколько творческая, настолько и рутинная», – прозвучало из ее уст. У нее педагогическое образование, в школе сумела продержаться два года и…сбежала, работала бухгалтером. Я ей ответила: «Все зависит от человека, и школа, значит, – не твоя гавань». Но тот, кто любит детей, верен учительскому сообществу, как, например, моя героиня Ирина Федоровна Веревкина, в прошлом учитель начальных классов Куларовской средней школы.
«Кем быть?» – такой вопрос даже не возникал у Ирины, ученицы Черноковской средней школы. Только учителем! И таким же, как ее любимые учителя Петр Афанасьевич и Клавдия Васильевна Афанасьевы, Иосиф Михайлович и Зинаида Павловна Данько, Анна Семеновна Коптяева. Окончена на «4» и «5» школа, без экзаменов Ирина поступает в Тобольское педучилище и в 1971 году с красным дипломом его оканчивает. Где трудиться? Дома, в родном селе Черное. Несколько лет Ирина Федоровна с полной отдачей сил и энергии трудилась в детском садике. Отзывы коллег о том периоде ее работы самые теплые.
А в нашу Куларовскую школу она приехала одновременно со мной. Директор школы С. И. Текутьев был очень рад молодому пополнению в коллективе. Ирина Федоровна талантливая, обладает разносторонними способностями: хорошо поет, отлично танцует, замечательно рисует, декламирует, рукодельница. «Для детей наших Ирина Федоровна – просто клад», – любил повторять Сергей Иванович. Так и оказалось, она – учитель от Бога. Человек творческий, инициативный, трудолюбивый. Ее девиз я определила бы так: «Не хочу быть скучной!» И не была! Скучные уроки, внеклассные мероприятия? Нет ничего хуже. А сколько глаз детских за тобой наблюдает… Хотя в наше время не было интернета, мультимедийного сопровождения, интерактивных досок, знания детишек были достаточно глубокие, разносторонние.
Учитель начальных классов… Дети приходят в школу с широко открытыми глазами, ожидая чуда. Они были чистыми, белыми страницами, на которых Ирина Федоровна писала своей текст, создавала человека доброго, умного, вежливого, трудолюбивого. Менялись методики преподавания и воспитания, и ей приходилось их первой «апробировать». Что‑то не нравилось, что‑то вдохновляло. Чуткая, внимательная, улыбчивая учительница пользовалась авторитетом у детей, их родителей, коллег. Айтнякова Вера Башировна вспоминает: «Мы, родители, сразу полюбили ее за то, что она уважительно относилась к детям и к нам, родителям. Дети наши в школе оставались после уроков, и Ирина Федоровна с ними что- то сочиняла, танцевала, устраняла в знаниях ребят пробелы, они ходили в походы. Мы ей очень благодарны за наших детей. Мой сын, Айвар, когда приезжает в с. Куларово из Тюмени, всегда навещает любимую учительницу, чтобы пообщаться, подарить что‑нибудь в праздник».
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Ирина Федоровна не только обучала детей, но и воспитывала и развивала. У нее получалось все и всегда! Те, кто брал ее учеников в пятом классе, были уверены: знания у детей хорошие, можно не переживать. За свой творческий многолетний труд Ирина Федоровна удостоена звания «Почетный работник общего образования РФ», награждена грамотой министерства образования и науки.
Хочется особо отметить в ее школьной деятельности работу пионервожатой. Этот период – радость в ее жизни… Пионерская дружина имени космонавта Г. Т. Берегового всегда занимала призовые места, будь‑то игры «Зарница», «Орленок», художественная самодеятельность, военизированная эстафета и другие мероприятия. Вот что говорит сама Ирина Федоровна: «С трепетом вспоминаю сейчас четкость пионерских ритуалов, команд, парадную пионерскую форму с алыми галстуками, звуки горна и барабана, песни, речевки, походы, костры. Это все волнующее и незабываемое. А как детям нравились инсценирование военных песен, тимуровская работа. Вся работа с пионерами – это и патриотическое воспитание, развитие творческих способностей ребят, забота о ветеранах войны и труда. Нас награждали путевками, мы побывали в Ульяновске, Москве, Ташкенте, Киеве, Минске. Я считаю, что и у учащихся тоже все сохранилось в памяти, ведь на вечерах встречи они вспоминают: «А помните, наш класс занял первое место?», «А как играл на гармошке Игорь Федотов? А каким гармонистом был Рашид Таулетбаев…». Чудесное было время, и я так рада, что была вожатой. Горжусь, что все мои выпускники начальной школы стали хорошими людьми». За свою творческую «пионерскую» деятельность Ирина Федоровна награждена грамотой ЦК ВЛКСМ. Заслужила!
Школа – это то место, где, как в семье, любят каждого; это дух и мечта, которые увлекают и детей, и учителей. Ирина Федоровна для своих учеников была надежным товарищем, отличным советчиком и руководящей и направляющей силой их взросления.
Это все о школе, о работе. А ведь есть и другая жизнь, вне школы. Вместе с мужем, Вячеславом Веревкиным, они взяли на воспитание трехлетнюю девочку, Наташу, из детского дома г. Тобольска и вырастили ее. В настоящее время она живет в Тюмени, у нее семья, квартира, работа – все благополучно. Наталья им очень благодарна, для нее они мамочка и папочка, во всем помогают, ездят в гости, звонят друг другу. Хочется добавить, что Ирина Федоровна – хорошая хозяйка. Сад-огород замечательный, растет все и благоухает. Вишня, яблони, облепиха, смородина, клубника, малина дают отменный урожай – ведь за ними хозяйкой такой уход осуществляется! Ирина Федоровна на зиму ягодами и «заготовками» «забивает» подпол, камеру, холодильник. Витамины на весь год. Есть буренка, за ней ухаживает муж, потому что нрав у нее крутой. В доме всегда тепло, светло, уютно, одним словом – комфортно. Если в гости пришел – без чашки ароматного чая с медом не отпустят. Чем увлекается? Да всем!
12 апреля у Ирины Федоровны юбилей. Хочется ей пожелать:
Будь здоровой,
Будь счастливой.
Будь, как солнышко, красивой.
Будь, как звонкий ручеек,
Будь, как бабочка, игривой,
Будь всегда трудолюбивой!
Прекрасного тебе весеннего настроения и всяческих благ.