Медиакарта
8:28 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

В память о погибших

08:19 | 21 апреля 2017
Источник: Красная звезда

Хочется поделиться архивом моей семьи с жителями сёл Сартам и Викулово, и вообще с теми людьми, кому интересна история. Моя мама, Брякушина Анисья Фёдоровна, трепетно собирала вырезки из газет, статьи, фотографии. Она работала главным бухгалтером колхоза имени Чапаева Викуловского района.

   Когда я шла из школы домой, всегда заходила к маме на работу. Помню, как в бухгалтерию приходили люди получать зарплату, потом подходили к маме за разъяснениями, откуда у них взялась дополнительная сумма. Мама им объясняла, что снова вышло какое-то новое постановление правительства,  нужные для этого справки она собрала, и данная сумма человеку положена по закону. Она всегда говорила, что различные справки не люди должны собирать, а бухгалтера, это их святая обязанность. Каждый человек должен заниматься своим делом.

  Должность экономиста в колхозе занимал Барыбин Владимир Романович. Помню,  как мама ему неоднократно повторяла: «Владимир Романович, на людях нельзя экономить, выискивайте другие резервы», возвращая ему бумаги для пересмотра. До сих пор односельчане маму вспоминают с большим уважением.

  С 7 июня 1965 г. мама состояла во Всесоюзном обществе «Знание» и являлась внештатным корреспондентом районной газеты «Красная звезда».

  С самых ранних лет, насколько я помню, мама всегда с любовью и  уважением рассказывала о своём отце – моём дедушке Плешкове Фёдоре Васильевиче, который погиб в Великой Отечественной войне. И в семье очень часто заходили беседы, разговоры о  необходимости  увековечения памяти погибшим землякам.

  Наш колхоз им. Чапаева был в передовых хозяйствах области, возглавлял его замечательный человек, председатель  Токарев Николай Гаврилович. В 1955 г.  он был послан страной к нам в колхоз как тридцатитысячник (тридцатитысячники -- передовые работники предприятий и организаций, партийных и советских учреждений, направ­ленные Коммунистической партией Советского Союза в деревню в 1955-1957 годах для руководства экономически слабыми и отстающими колхозами с целью подъёма колхозного производства в СССР – ред.). Поначалу все думали, что он имеет тридцать тысяч рублей. В те годы это была колоссальная сумма. Но потом людям объяснили, что тридцать тысяч лучших грамотных специалистов страны послали в колхозы и совхозы для поднятия сельского хозяйства. Я думаю, что Николай Гаврилович с честью справился со своей задачей. Это был замечательный руководитель, который не только свои знания, но и душу вложил в доверенное ему дело.

    Где-то в 1965 году в стране проводилось очередное укрепление и укрупнение колхозов и совхозов. Нашего колхоза это, конечно, также коснулось.  К 1967 г. на главной усадьбе в  Сартаме была выстроена новая улица для переселенцев. В 1967 г. открылась новая восьмилетняя школа, затем она уже стала десятилетней. К 1968 году были выстроены производственные и культурно-бытовые, социальные помещения: гараж, котельная, клуб, школа, правление колхоза, жилые дома, начали строительство детского сада.

  Позже было выстроено двухэтажное правление колхоза. На первом этаже находился сельский совет и МТС (местная телефонная станция),  почта, на втором этаже – правление колхоза. Затем почтовое отделение было переведено в более просторное помещение, а в той комнате было открыто, по многочисленным просьбам сельчан, КБО (комплексное бытовое обслуживание – филиал), где работала я, Брякушина Татьяна.

  Строительная бригада приезжала из АССР, где бригадиром был Шахбекян Михаил. Почему - то строителям из дружественных республик работа оплачивалась гораздо дороже, как если бы работали свои, местные. По этому поводу мама всегда переживала: почему не дают заработать своим местным колхозникам? И так вот по всей стране зарабатывали строители из дружеских республик.

  Но мысль о создании памятника участникам Великой Отечественной войны не покидала сартамчан. В течение 10 лет (с 1966  по 1977 год) велась переписка с властями, со скульпторами по поводу восстановления памятника  погибшим в Великой Отечественной войне землякам. И результат был: 25 октября  1977 г. состоялось торжественное открытие памятников. Это было грандиозное событие для всех сельчан.  К сожалению, фамилии авторов памятников и скульпторов я не знаю. Возможно, эти данные есть в районном архиве.

  Я благодарна своим землякам за трепетное отношение к памяти народа в наше совсем непростое время.  Мамин наказ: «Чтобы помнили наши потомки …» -- я выполняю. В работе над документами и над статьёй мне помогала моя замечательная внучка Браун Арина Андреевна. Пусть же знают и помнят все, как в Сартаме создавали памятники.

Т. БРАУН, г. Тюмень

Не могу удержаться от небольших добавлений… Однажды в Интернете увидела высказывания Татьяны Браун (Брякушиной) по поводу сартамских мест, где она упомянула, что памятники были сделаны при участии её мамы, Анисьи Фёдоровны Брякушиной. Это очень заинтересовало, ведь молодёжь почти не знает истории родных мест, да и мы объявили конкурс «Память обращая вспять». Связалась с Татьяной Владимировной, просила написать о тех временах воспоминания. В ответ она прислала уникальные фотографии открытия памятников в 1977 году, которыми мы с вами сегодня делимся, но рассказа не обещала. И вот, спустя несколько недель, мы получили электронное письмо со статьёй, которую вы только что прочитали, и фотографиями.

  Позволю себе сказать ещё несколько слов…  Среди посланных Татьяной Владимировной уникальных снимков и отсканированных документов и статей нашла запись, что первую вывеску-название колхоза имени Чапаева написала десятилетняя ученица 4 класса А. Ф. Плешкова (Брякушина), дочь Фёдора Васильевича, организатора и первого председателя долгушинского колхоза им. Чапаева, в 1935 году. Мама Татьяны Браун  написала название! Уважение к отцу, его труду, военному подвигу читается во всех письмах Анисьи Фёдоровны, уже не девочки, а женщины. Это был человек, который даже на фронте думал о земле, уборке хлеба, людях. Он не терял связь с родным колхозом, призывал колхозников крепить дисциплину, работать без устали для фронта и для победы. Как идёт уборка урожая? Сколько заготовили сена? Сколько убрали хлеба? Сжали или нет рожь? Эти и множество других вопросов задавал Фёдор Плешков в своих письмах родным. И письма фронтовика воодушевляли! Он с войны не вернулся, как и сотни других... Но в память о тружениках-фронтовиках, уже после войны Анисья Брякушина, как селькор «Красной звезды», писала, что сбылись мечты отцов, колхоз в Долгушино стал одним из лучших в районе.  Именно благодарность за отданные жизни труженикам стала мощным стимулом создания памятников в Сартаме. Женщина-труженица, олицетворяющая  Родину, теперь встречает всех, кто на пути в Сартам. А памятники воинам-землякам навсегда будут хранить подвиг солдат и тружеников тех трагических лет…

На снимке:  В. П. и А. Ф. Брякушины; Ф. В. Плешков; открытие памятников в Сартаме, 1977 г.

Автор: О. СУББОТИНА