Медиакарта
11:24 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как я люблю любить

11:00 | 28 апреля 2017
Источник: Призыв

– А Вы когда-нибудь забываете, когда любите, что любите? Я – никогда. Это как зубная боль, только наоборот – наоборотная зубная боль. Только там ноет, а здесь и слова нет.

Какие они дикие дураки. Те, кто не любят, сами не любят, будто дело в том, чтоб тебя любили. Я не говорю, конечно, устаёшь – как в стену. Но Вы знаете, нет такой стены, которой бы я не пробила…

Волшебная цветаевская проза в исполнении старшеклас-сницы первого корпуса Юргинской школы Анны Шутько. Она читала отрывок из «Повести о Сонечке», к которой я испытываю особо нежное, почти родственное чувство. Содержание, как мне казалось, распространялось полностью на Аню, круг её интересов, литературных представлений, понятий любви и дружбы. Тогда, во время конкурса «Живая классика», возникла идея встречи-интервью для наших читателей.

И вот Анна у нас в редакции. Обычно нацеленная на уроках на точные связные ответы, она поначалу была сдержанной и немногословной во всём том, что мы называем «личным». Но всё больше открывалась, увлекаясь предметом беседы. Всё чаще её лицо светилось неожиданно детской улыбкой. Ответы становились размышлениями, маленькими ёмкими резюме. А то и просто мы позволяли себе лирические отступления. Читали стихи или цитировали любимых Аниных авторов. Час живого общения, и я в курсе школьных дел, внутреннего мира старшеклассников, радостей, сомнений, неустанных поисков.

– Аня, ты выбрала сложный текст, но такой удивительный! Признаюсь, я и сама бы хотела читать его и со сцены, и просто так.

– Отрывок из «Повести о Сонечке» мне порекомендовала наш учитель литературы Наталья Сергеевна Коновалова. Сама я не читала такую прозу.

– Такая талантливая проза позволяет почувствовать вкус родного языка, уловить его музыку. Это как искренний разговор с читателем, ведь так?

– Да, это так. Сам конкурс чтецов «Живая классика» – это как разговор со зрителем в форме диалога, когда происходит «попадание в зрительный зал», и ты видишь его реакцию.

– У «попадания в зрительный зал» много составляющих. Давай поговорим о выразительном чтении, актёрском перевоплощении. Как важно уметь жить и думать от лица поэта, лирического героя, персонажей произведения? Что помогает эффекту присутствия в образе?

– Самое важное для этого – раскрыть талант актёрского перевоплощения в школьнике. Привить ему умение не бояться выступать перед публикой, открытость, смелость. В прошлом году я участвовала в областном конкурсе «Дебют». В районном – заняла первое место. На областном туре я потерялась, ничего не показала, никакого места не заняла. Читала «Некрасивую девочку» Николая Заболоцкого. Ещё до подведения итогов поняла, что выступила никак. Там уровень подготовки конкурсантов иной, почти профессиональный. Очень серьёзный. Авторы глубокие, чтение яркое. Воспринимается на одном дыхании, исполнителей интересно видеть на сцене. Поэтому в этот раз я много занималась самостоятельно. Текст выучила назубок, чтоб в потолок не смотреть, боясь забыть начало следующей строки. Брала уроки сценического мастерства у Натальи Николаевны Андрияновой. Большую работу проделали с Натальей Сергеевной Коноваловой. Она советовала, подсказывала, делала нужные рекомендации. Требовательный учитель, который может увлечь предметом и научить.

– Расскажи о месте литературы, которой ты увлечена, среди других школьных предметов. Что, как не литература, даёт ответ, кто мы, откуда, какие мы?

– Для меня это – любимый предмет. Пятёрки по литературе. Жаль, что это моё последнее выступление на «Живой классике» – в конкурсе чтецов. Там по положению есть возрастные ограничения.

– Кто-то образно сказал: классика – это жизнь человеческого духа. Твоё определение?

– Классика – это лучшее, что есть в нашей литературе. По форме и содержанию. В начале изучения предмета я была далека от понимания классики. Любила сказки, фантастику. Со временем читательские интересы изменились. Мне нравится отечественная классика, не зарубежная, не современная литература, как многим молодым людям. Русская литература понятнее русским людям. К примеру, Достоевский. Его психологизм, язык, стиль мышления, образы ближе русскому читателю, я считаю.

– Нравится творчество Фёдора Михайловича Достоевского?

– Любимый автор.

– Ещё какие авторы впечатляют тебя неповторимостью и красотой слога, глубиной повествования?

– Александр Сергеевич Пушкин – любимый поэт и прозаик. Язык простой и понятный, образный и красивый, яркий. Читаешь – и оторваться не можешь. Пушкин для меня не отдалённое прошлое. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина» – всё так близко и современно по звучанию. Лермонтова, Есенина люблю.

– Вернёмся к твоему «Дебюту». Ты читала стихи, которые приводят к размышлению о красоте: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде». Ты как считаешь?

– Я согласна с Николаем Заболоцким. Внутренняя красота всегда ценнее. Красивая, но бездушная, как кукла, такая скорее отталкивает. Бывает, внешне человек неприметный, но внутренняя красота цепляет, и ты им любуешься. К тому же внешняя привлекательность преходяща. Она уходит с годами. Конечно, я стремлюсь к идеалу внутренней красоты.

– Когда ты читала монолог «Как я люблю любить», какими чувствами проникалась? Есть ощущение, что это касается лично тебя?

– У меня отношение к любви немного иное. Я считаю, что настоящая любовь – это огромный труд двоих людей. Большая духовная работа.

– А как понять, что любовь настоящая?

– Если это твой человек, если он с тобой во всём совпадает – это любовь.

– Говорят: как не редка настоящая любовь – настоящая дружба ещё реже. Любовь ведь не обязательно может быть взаимной. Вспомни Ивана Сергеевича Тургенева и Полину Виардо. А дружить без взаимности невозможно. Расскажи о дружбе в твоей жизни. Друг – это кто, по твоему определению?

– Друг – это твоё отражение в мировоззрении, интересах, привычках. Друг – это тот, кому ты доверишь свои личные переживания, которые откроешь не каждому. Это тот, кто всегда поможет, кто будет всегда рядом и в радости, и в беде. У меня три близких подруги. Мы дружим с начальной школы. Это общение важно для нас. Мы друг без друга не можем.

– А всё ли можно простить человеку? Есть такие цели, для достижения которых были бы оправданы подлость, низость, предательство?

– Я бы не смогла простить подлости и предательства ни другу, ни близкому человеку. Если предал, значит не друг. Не был никогда другом.

– А как же христианское правило – молиться за врагов наших и недоброжелателей?

– Это высшая форма христианской любви, к которой надо стремиться.

– Аня, расскажи о круге своих внешкольных интересов.

– Я люблю сцену. Люблю вести детские праздники – это такая неповторимая атмосфера! Нравится быть коммуникабельной, артистичной. Петь со сцены, читать стихи, уметь организовать любое молодёжное действо.

– На конкурсе «Живая классика» мы обращаемся к литературному слову. Чему нас учит конкурс?

– Проникновению в мир классической литературы. Любви, бережному отношению к слову, которого недостаёт в сегодняшней жизни.

– Константин Георгиевич Паустовский писал: «Поэзия обладает одним удивительным свойством, она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть. Самые стёртые, до конца выговоренные нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества… в поэзии начинают сверкать и благоухать». Ты любишь стихи?

– Стихи – это всегда откровение, открытие. Они удивляют и восхищают. Это магия слова. И это всегда урок великого русского языка.

Автор: Татьяна Усольцева. Фото из семейного альбома