Медиакарта
2:59 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Он был политруком и редактором

Василий Петрович Казаринов – редактор районной газеты «Колхозный призыв» с 1945 года.

Он родом из Вятской губернии. Многодетная семья, в которой он был последним ребёнком, рано осталась без кормильца – отца не стало через год после рождения Васи. Мать ушла на подённые работы, и дети с малых лет помогали ей. В неполных 12 лет Василий устроился помощником токаря на завод, где раньше работал его отец. Участвовал в гражданской войне. В Красной Армии вступил в партию.

О службе в Красной Армии Василий Петрович писал в автобиографии:

«В конце сентября 1919 года наш 255 стрелковый полк, который формировался в г. Екатеринбурге, направили на фронт против Колчака. Полк шёл с боями до Омска. В Омске наш полк расформировали, одна часть пошла в трудовую армию, а другая, в которой был я, направлена в 116 стрелковый батальон особого назначения. Наш батальон участвовал в подавлении кулацкого восстания в районе Новосибирска».

После гражданской войны Василий Петрович окончил пехотную школу в Смоленске, служил командиром взвода и помощником командира роты в Бобруйске. Военную службу пришлось оставить в 1927 году по болезни. Уже тогда на здоровье сказалась непосильная работа в токарном цехе литейного завода. Партия направила Казаринова на учёбу в Москву, в коммунистический университет.

По партийной линии, Василий Петрович снова оказался в знакомой ему Омской области. Когда работал в Тюменской МТС, познакомился с Шурой Важениной – дочерью бывшего сотрудника жандармерии. Но даже этот факт не помешал члену ВКП(б) жениться на любимой девушке, хотя в те суровые годы мог он поплатиться не только партийным билетом, но и свободой, и жизнью.

До войны Василий Петрович заведовал парткабинетом в райкоме партии, был вторым секретарём Голышмановского РК ВКП(б). Уже через полгода его назначения секретарём, началась Великая Отечественная война.

Его почти сразу призвали на фронт – политруком. Служить довелось на Северо-Западном фронте, в 11 армии, 254 стрелковой дивизии. О войне Василий Петрович не любил говорить. Северо-Западный фронт – это направление от Старой Руссы к колыбели революции – Ленинграду, это Демянский котёл, где советские войска тщетно удерживали армию противника. Бои там шли ожесточённые за каждую сажень земли. Политруки отвечали за боевой дух в частях. Было сложно – бойцы, уставшие от долгого противостояния, падали духом, были единичные случаи самострелов, дезертирства с поля боя. Часто рискуя своей жизнью, политрук Казаринов поднимал батальон в атаку.

В мае 1943 года его назначили батальонным комиссаром на курсах младших лейтенантов. В конце года уволили в запас по болезни – война разбередила застарелые болезни. Даже жене Шуре он не говорил, что комиссовали «умирать». В феврале он вернулся в Голышманово, начал учительствовать в средней школе.

Александра Ивановна Анасенко, ветеран районной полиграфии, тогда училась в седьмом классе. Новый учитель в поношенной армейской форме вызывал интерес. Он преподавал историю. Был сдержанным в словах, с виду бледным и болезненным. В седьмом классе Шуре не пришлось сдать выпускной экзамен – семья Золотарёвых была многодетной, отец умер ещё до войны. Шура – третья, в 1946 году она пошла работать в типографию уборщицей. Каково же было её удивление, что принимал её, расспрашивал и знакомил с распорядком дня её учитель истории – ещё в сентябре 1945 года его назначили ответственным редактором районной газеты.

Следующий за ним редактор, тоже фронтовик, Н.В. Гилёв вспоминал:

«Бывший редактор Казаринов оставил неплохое наследство. Его заботами и усилиями была построена типография и домик редакции на улице Садовой №91-92. (Из здания универмага типографию перевезли в новое здание в 1950-ом году – авт.). Всё было под руками, как говорится, рядом типография, редакция, склады, хоздвор. Любой вопрос можно было согласовать сразу и быстро. Приблизившись, два коллектива стали работать слаженнее».

Работа в типографии заставляла людей порой забывать о себе. Газету тиражом более двух тысяч экземпляров печатали ночами, чтобы к утру она была готова, и почтальоны могли разнести её жителям района. Работники типографии часто брали с собой детей – Мария Славина вырастила здесь, у наборного станка, дочь, Александра Анасенко часто вела с собой на работу за руку детей. Дочка Руфа даже просматривала за наборщицами страницы, как настоящий корректор. У самого Казаринова дети – Нина и Вера тоже часто бывали в типографии. Вере было пять лет, а она уже старательно прочитывала лозунги на передовицах районки: «Да здравствует 1 Мая!» Газета должна была прийти к читателям в срок, поэтому Василий Петрович с пониманием относился к женщинам типографии и редакции, бравшим с собой на работу детей.

В 1953 году Василий Петрович тяжело заболел. Сказались годы напряжённого труда. Обострилась застарелая астма. Наборщики с удивлением отмечали, перед тем, как войти в типографию, повязывал редактор лицо платком-маской. Только родные люди, супруга Александра Фёдоровна, дочери Нина и Вера, знали про жуткие приступы по ночам. Пришлось оставить полюбившуюся работу, своё детище, где он проявил организаторские способности руководителя, оставаясь при этом внимательным и понимающим человеком. Он боролся с болезнью, но в феврале 1962 года его не стало. Старожилы помнят Василия Казаринова ответственным и принципиальным руководителем, который любое новое дело старался доводить до завершения. До последних дней своей жизни он принимал участие в работе редакции, интересовался успехами и делами в районе, о которых писала газета.

Фото из архива.

Автор: Любовь АЛЕКСЕЕВА