Медиакарта
8:05 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Сейте разумное, доброе, вечное...»

В середине ХIХ века уровень грамотности населения России был достаточно низкий. Правительство не проявляло должного внимания к сфере образования, жалование учителей оставалось не высоким, на народное образование выделялось недостаточное количество финансов. Во второй половине XIX века встал вопрос об организации начального народного образования.

Его система была многоуровневой, отдельные звенья находились в подчинении у разных ведомств. Существовали церковно-приходские школы духовного ведомства; земские; школы Министерства народного просвещения и другие. 

В Тобольской губернии школы церковного ведомства начали создаваться еще в начале XVIII в. и просуществовали до 1917 г. К концу XIX века церковные учебные заведения стали преобладающими, в особенности те, которые могли дать начальное и низшее образование. С утверждением в июле 1884 г. «Правил о церковно-приходских школах» обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев повлиял на передачу дел народного образования ведомству православного вероисповедания. Повсеместное открытие таких школ имело цель обучить грамоте как можно большее количество детей. Большое внимание уделяли религиозному воспитанию учащихся. В «Правилах» было прописано: «Приходские школы нераздельно с Церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся».

Император Александр III считал, что Церковь должна занимать доминирующее положение в образовании, таким образом ей удастся укрепить позицию царской власти. Существовала необходимость в защите традиционно-культурных устоев русского общества, в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. После утверждения «Правил» 1884 г. император наложил следующую резолюцию: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».

Епископ Авраамий (1885-1889 гг.), прибыв на место своего служения в г. Тобольск, «согласно общественной мысли и духовной потребности», начинает устройство церковно-приходских школ в Тобольской губернии.

Основу начального и низшего образования в Тобольской епархии составляли одноклассные с двухлетним курсом и двухклассные с четырехлетним курсом церковно-приходские школы.

В 1889 году в селе Буренском была открыта церковно-приходская школа. В ней обучались 17 мальчиков и одна девочка. Основные предметы преподавал отставной губернский секретарь Николай Николаевич Соколов, окончивший курсы в Новгородской духовной семинарии.

В церковно-приходской школе использовали учебники и учебные пособия, рекомендованные программой и распоряжениями Святейшего Синода, а также брошюрой «Советы учителям двухлетних деревенских школ грамотности». Пользовались Библией, Псалтырем, Часословом, Октоихом учебным, Букварем Синодальным, сборником арифметических задач и т.д. Изучали следующие предметы: чтение церковной и гражданской печати и письма, начальные арифметические знания, Закон Божий, который подразумевал два направления: изучение молитв, Священной истории, краткого катехизиса и изучение богослужения и церковного пения. В двухклассных школах помимо данных предметов добавлялись начальные сведения из истории Церкви и отечества. Законоучителем был местный священник Андрей Плахинский.

В 1897 году в школе обучались 20 мальчиков, девочек не было. Учителем выступал местный псаломщик Иван Поздняков. Первоначально обучался в Екатеринбургском городском училище, но его не закончил. От педагогического Совета Екатеринбургской классической гимназии имеет свидетельство на звание учителя начальных народных училищ. Пение в школе преподавал Пётр Иванович Быков, сын сверхсрочного фельдфебеля. Он окончил курсы в двухклассной образцовой школе при Тобольской духовной семинарии. С 20 июня по 24 июля 1899 года прошел краткосрочные курсы в городе Тобольске. Но не всё шло так просто с набором детей в школу и их обучением. Резолюцией епископа Тобольского и Сибирского Антония (Каржавина) на журнале Тобольского епархиального училищного совета № 26 от 16.07.1898 по поводу рассмотрения полугодичных отчетов Тобольского и Тюменского окружных наблюдателей церковных школ: «… законоучителя Буренской церковно-приходской школы священника Кремлева, как не способного к законоучительству новейшими методами, уволить от должности законоучителя, с строгим выговором за нерадение о школе, и этот выговор напечатать в Епархиальных Ведомостях». Очевидно, впоследствии Стефан Иванович Кремлев был восстановлен в должности (в 1901 году Тобольский епархиальный училищный совет выражал отцу Стефану благодарность «за усердное и ревностное отношение к церковно-школьному делу»).

В 1900 году в школе преподавала Мария Григорьевна Заровская, священническая вдова. Обучались 25 мальчиков и одна девочка. В 1902 году основам грамоты обучались 23 мальчика и 5 девочек. Учительницей в школе состояла девица Парасковья Ивановна Козина, из светского сословия. От Епархиального Попечительского Совета она получала жалование в размере 200 рублей в год. В 1905 году обязанности учителя Буренской церковно-приходской школы исполняла Александра Ивановна Лазарева, дочь служащего почтового ведомства.

С 1909 по 1913 год учителем пения в школе был местный псаломщик Ефим Захарович Кайдалов (1875 - 1937).

Родился в 1875 году в городе Тобольске в семье псаломщика Захара Ивановича Кайдалова и его супруги Олимпиады.

Вышел из 1-го класса духовного училища.

В 1896 году допущен к исполнению обязанностей псаломщика при Троицкой церкви села Дубровинского Тобольского округа. В этом же году переведен к Спасской церкви села Куларовского того же округа. В 1902 году уволен от должности «как неудовлетворительно сдавший испытание на звание псаломщика».

К январю 1909 года определен на должность псаломщика к церкви села Буренского Тобольского уезда. Преподавал церковное пение в Буренской церковно-приходской школе.

14 августа 1913 года отрешён от места псаломщика «впредь до полного исправления».

С 9 января 1914 года исполнял обязанности псаломщика при церкви села Красновского Ялуторовского уезда. Служил в Бобылёвской церкви того же уезда.

8 сентября 1916 года вновь назначен на вакансию псаломщика при церкви села Красновского. В июне 1919 года был отчислен от места и службы по духовному ведомству.

К середине 1930-х годов служил псаломщиком в Тобольске.

Арестован 28 апреля 1937 года по делу «о контрреволюционной организации». Всем обвиняемым по этому делу был предъявлен ряд обвинений, подпадавших под 58-ю статью УК РСФСР: контрреволюционная пораженческая агитация в пользу иностранных капиталистических государств, восхваление старого монархического строя, искажение газетных сообщений о событиях в Испании (гражданская война 1936-1939 гг.), распространение повстанческой агитации, хранение и распространение литературы контрреволюционно-монархического содержания, распространение клеветнических слухов о голоде и непосильном труде в колхозах, восхваление контрреволюционера Троцкого, использование в контрреволюционных целях новой Советской Конституции.

23 августа 1937 года тройкой Омского УНКВД приговорен к расстрелу.

Расстрелян 30 августа 1937 года в Тобольске. Погребен, предположительно, на территории хозяйственного двора бывшей Тобольской тюрьмы.

Реабилитирован 4 января 1958 года на основании ст.4 п.5 УПК РСФСР («за отсутствием состава преступления»).

Награды:

- 30 руб. (1912, от Тобольского епархиального училищного совета, «вознаграждение с усердием и успехом занивавшемуся в 1911 году учителю пения»);

- архипастырское благословение (март 1914, еп. Варнава (Накропин), «за усердное и аккуратное отношение в 1912/13 учебном году к исполнению своих обязанностей» учителя пения Буренской церковной школы).

Открытие церковно-приходской школы повлекло за собой массу положительных результатов. Несмотря на небольшой срок обучения в школе, ученики достигали больших успехов, например, в умении грамотно писать, знании арифметики, церковной истории, Закона Божия, основных молитв.

В рапорте от 1892 года на имя благочинного второго благочиния Тобольского округа священника Александра Сосунова записано «В течение 1892 года в сем благочинии сельских училищ было шесть: Новосельское, Слинкинское, Алымское, Уватское, Юровское и Демьянское». В рапорте сохранилось свидетельство и об успеваемости учеников в церковно-приходских школах. По словам проверяющего, учение идет довольно успешно во всех школах: «читают славянскую и русскую печать бойко и четко», знают общеупотребительные молитвы и их краткое разъяснение, пишут «довольно хорошо и бойко, решают сложением простых чисел». Наблюдатель в своем рапорте также отмечает, какими были успехи учеников церковно-приходских школ: «пишут с прописей порядочно», успешно занимаются арифметикой.

Школы церковного ведомства увеличивались за счет того, что имели несколько важных положительных сторон. Среди них Г.Я. Маляревский называет «дешевизну и доступность» церковных школ: «на одну школу падает расходов в среднем в 3-4 раза менее, чем на светскую»; также и на ученика средств затрачивается гораздо меньше: в 2-3 раза меньше, чем в светской школе. Следующей положительной стороной Маляревский называет «лучшую возможность контроля» над церковными школами, чего в учебных заведениях другого ведомства не наблюдалось.

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. церковно-приходские школы в Тобольской епархии стали важным звеном в общегосударственной системе народного образования. Начальное образование в них получили крестьянские дети, которые впоследствии стали учителями, врачами, метеорологом. В следующей статье читайте об этих известных земляках.

К другим новостям "Уватских известий"


Автор: Валентин ПОСПЕЛОВ, кандидат исторических наук