Медиакарта
1:18 | 31 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

И прадед мой с войны «вернулся»...

«Пропал без вести». Такие извещения в годы Великой Отечественной войны получали многие семьи. Судьбы миллионов защитников Родины долгое время оставались неведомыми для их близких. Теперь есть возможность узнать о боевом пути своих предков из электронных архивов. В 2012 году Александр Башмаков из посёлка Голышманово решил взяться за поиски своего пропавшего без вести прадеда Николая Максимовича Хлыстова.

– Начал с сайтов «Подвиг народа» и «Мемориал», где содержатся подлинные документы из центрального архива Министерства обороны РФ, – рассказывает А.С. Башмаков. – Первая информация была очень скудной. Из алфавитной карты узнал, что 17 августа 1943 года прадед прибыл из Куйбышевского РВК в Горьковский военно-пересылочный пункт. Спустя два дня выбыл в полевую почту 07076. Дальше ниточка оборвалась, спустя время случайно выяснил, что данная почта являлась первой запасной стрелковой дивизией. К сожалению, там не вёлся индивидуальный учёт военнослужащих. Посещал десятки разных сайтов, но ничего нового так и не обнаружил. В нашей семье о прадеде мы знаем по рассказам прабабушки Федосьи Степановны, которая ушла из жизни в 1997 году.

Николай Хлыстов родился 19 декабря 1911 года, жил в селе Медведево. В 18 лет встретил свою суженую Федосью, сыграли свадьбу. Семья получилась крепкая и трудолюбивая, воспитывали двоих детей. Глава семьи работал на железной дороге, у него была «бронь», но не в его характере прятаться за чужими спинами. По данным Голышмановского РВК, Н.М. Хлыстов ушёл на фронт в 1941 году, место службы – неизвестно. В то время его сыну Василию было девять лет (сейчас он живёт в Омске), а дочке Тамаре всего три годика. Сейчас Тамаре Николаевне Смирновой 79 лет, живёт в Медведево. Сама она не помнит этого случая, но мама ей рассказывала, что однажды Николай Максимович приходил из какого-то госпиталя на костылях в родное село, чтобы повидаться с семьёй. Это была их последняя встреча. В 1945 году его супруга Федосья Степановна получила извещение: «Ваш муж, Хлыстов Николай Максимович, уроженец Голышмановского района Медведевского Совета 1911 года рождения, находясь на фронте, пропал без вести в декабре 1944 года». Молодая вдова больше не вышла замуж, жила с родителями мужа, воспитывала детей. И ждала любимого супруга с фронта, всегда повторяла: «А вдруг...»

– Удивительно, но прабабушка предчувствовала дату его смерти – 18 января, – отметил А.С. Башмаков. – Ежегодно на Крещение она говорила: «Если умер – царство небесное, если жив – здоровья крепкого».

В этом году Александр Башмаков вернулся к поискам своего прадеда. Набрал имя на сайте и увидел фамилию Хлистов, а имя и отчество совпадали с именем и отчеством его прадеда – Николай Максимович. Открыв документ, прочитал:

«Последнее место службы – 584 стрелковый полк, 199 Смоленская стрелковая дивизия. Участвовал в боях на подходе к Витебску. 18 января 1944 года красноармеец Хлистов умер от ран в госпитале. Первичное место захоронения – Белорусская ССР, Витебская область, Витебский район, деревня Кошакино». Прилагалась книга погребения, которая велась в госпитале. Воодушевившись, Александр с удвоенной силой продолжил поиски. В соцсети «ВКонтакте» увидел группу «Захоронения и памятники Лиозненского района». Написал администратору группы, который прислал ему вырезку из довоенной карты и сообщил, что деревня называется Кожекино. Сейчас её уже нет, а в годы войны именно там проходили бои и стоял госпиталь. Дальнейшие поиски привели Александра Башмакова на сайт Крымкинского сельского совета. Там указаны новые места захоронения воинов Великой Отечественной войны, одно из них – деревня Черныши, примерно в 20 километрах от Витебска, где покоится и Николай Максимович Хлыстов. Здесь захоронены 2960 воинов. Не обнаружив на мемориале имени своего прадеда, Александр Башмаков обратился к председателю Крымкинского сельсовета за разъяснениями. Его заверили, что к Девятому мая имя прадеда нанесут на плиту. Биографические данные, присланные Александром, обещали передать в музей местной школы.

– О судьбе прадеда никакой весточки не было 73 года, сейчас мы знаем, что он погиб при освобождении Витебска, – говорит Александр Башмаков. – Для нашей семьи это очень важно. Не обнаружил пока сведений о наградах, но, надеюсь, со временем и это перестанет быть для нас тайной. Памятную табличку с фотографией и краткой биографией прадеда установили на кладбище, рядом с его усопшими родителями, супругой и сестрой. Этим летом планируем съездить к месту захоронения прадеда, нужно исполнить свой долг перед ним, поклониться, привезти родной медведевской землицы.

Для человеческих потерь нет срока давности. Собирайте ценную для потомков информацию по крупицам и бережно храните в семейных архивах.

Фото из семейного альбома

Автор: Оксана ТИТЕНКО