В ноябре 1943 года Ивану Ярулину было только 17 лет, когда пришла повестка на фронт. После жарких летних боёв армии требовались свежие силы. День рождения отметил уже в Красноярском крае, где в городе Ачинске вместе с другими сибиряками-новобранцами проходил военную подготовку. Здесь готовили военные кадры для фронта. Эшелон за эшелоном направляли на запад, обратно везли в санбаты раненных в боях солдат.
Иван Иванович, как и многие ветераны, прошедшие бои, с трудом, с болью вспоминает военное время. Хоть и прошло немало лет, а боль не стихает.
– Мой боевой путь – всего-то два года. Сначала попал на службу в седьмой гвардейский кавалерийский корпус. В одном из боёв получил ранение.
Восемнадцатилетний боец испытал за короткое время многое: миномётный огонь, ночные обстрелы, смерть товарищей. Вспоминает, как около деревни Чермошное полк был обстрелян вражескими самолётами, погибло много наших бойцов. Разбомбили немцы даже полевую кухню. После того, как стихло, из-под гари, копоти и дыма выбирались люди, кто выжил. Голодать пришлось, спать на холодной земле. Но бои продолжались.
После медсанбата направили ефрейтора сухопутных войск в прославленную 301-ю стрелковую дивизию – на 1-й Белорусский фронт. В ней служил до конца войны. Стрелковая дивизия была сформирована сразу после Орловско-Курской битвы. С победой воевала она на Кубани и Кавказе, за освобождение города Сталино присвоено звание «Сталинская». Солдаты гордились этим званием. Иван в составе дивизии принял участие в боях за Берлин. Выжил боец, уберегла его судьба: не был убит снайпером, не подорвался на мине, не пал в рукопашной схватке.
Вернулся домой в деревню Одина солдат не сразу – ещё несколько лет пришлось послужить в Германии, восстанавливать порядок в чужой стране. А дома ждали: в колхозах не хватало рабочих рук, кто погиб, кто раненый вернулся.
Вся послевоенная трудовая жизнь прошла у Ивана Ярулина здесь. Вернулся – под стать Тёркину, в деревню. Правда, наград не успел получить на фронте. Уже после войны орден Отечественной войны II степени вручили фронтовику.
На вечёрках как-то среди многих девчат приметил Анастасию – по душе пришлась скромная, круглолицая девушка сразу. Поженились, воспитали пятерых детей. Иван Иванович работал в совхозе «Евсинский» плотником, полеводом, кочегаром на пекарне.
Несколько лет назад не стало его супруги Анастасии Ивановны. Но дети не оставили отца одного. Зимой его забирают дочери в Тюмень. Сейчас живёт вместе с сыном Валерием и снохой Любовью Васильевной в Евсино. В прошлом году Ивану Ивановичу исполнилось 90 лет. На юбилей дочери и сыновья навели порядок в опустевшем родительском доме – здесь устроили праздничное застолье. С каким волнением переступил отец порог родного дома, где прошли лучшие годы жизни, когда была рядом жена. Приятной неожиданностью стало для него поздравление от начальника управления социальной защиты населения Светланы Смольниковой и председателя ветеранской организации Нины Дмитриевны Молчановой. И Николай Петрович Новопашин, тогда ещё живой ветеран, приехал поздравить фронтового товарища. Посидели за общим столом, вспомнили про былое – больше говорили про мирное время. В семейном альбоме хранится старая фотография: два молоденьких солдата в выгоревших почти добела гимнастёрках поверх галифе, в кирзовых сапогах позируют перед полковым фотографом. Конец войны – май! И можно послать письмо-весточку домой. Ждите меня, я вернусь.
Фото из семейного альбома