Медиакарта
12:22 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как мы бомбили Будапешт

13:00 | 10 мая 2017
Источник: Знамя правды

(Из воспоминаний ветерана войны, лётчика авиации

дальнего действия Моисея Исааковича Ефремовича).

Отряд разведчиков-десантников под командованием гвардии старшего лейтенанта Александры Галенковой, которой в ту пору было всего лишь 20 лет, с помощью связников (местных жителей) обнаружил подземный телефонный кабель фашистов. Разведчики в него вклинились и слушали переговоры, которые вёл неприятель. Все, кто хорошо знал немецкий язык, круглосуточно дежурили на «прослушке».

Таким образом узнали, что в начале сентября 1944 года в Будапештской крепости должно было состояться совещание высшего командования Вермахта и СС – войск, базирующихся на тот момент в Австрии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других стран. 

Это сообщение было передано главному подпольному штабу Сопротивления в Европе. Оттуда сведения передали в Ставку Верховного Главнокомандования в Москву, где было принято решение выделить один полк ночной бомбардировочной авиации и нанести бомбовый удар по противнику. Время вылета – московское, 1.30 ночи. В этой операции я принимал непосредственное участие.

В один из дней начала месяца командир полка во время обеда сообщил: «Никому никуда не расходиться, отдыхать и вечером готовиться к вылету». Куда отправимся бомбить, нам не сказали, это была военная тайна. Около 10 вечера нас привезли на аэродром. Технический состав уже заканчивал свою работу по подготовке самолётов.

Здесь командир объявил: «Вылет на город Будапешт. Полёт сложный, облачность сплошная, высота полёта и бомбометания по условиям, но не более 9 000 метров».

На всё про всё отводилось 7 часов – дорога до Будапешта и обратно вместе с бомбёжкой.

Каждый экипаж добирался до места своим маршрутом. После пролёта линии фронта на высоте 3 000 метров надели кислородные маски. Температура за бортом от -10 до -15 градусов.

Когда подлетели к цели, то оказалось, что она закрыта облаками. Пришлось пробиваться сквозь них. Вдруг я увидел впереди огромное огненное кольцо. Это был разрыв облаков над городом. Внизу светомаскировка отсутствовала. На дорогах виднелись огни автомобилей. По нам никто не стрелял, хотя нас предупредили, что вражеская противовоздушная оборона очень сильная.

Мы засомневались, Будапешт это или имитация? Командир дал команду проверить пеленг, он показал, что мы у цели. В нашем бомболюке находилось 10 бомб по 100 кг каждая, плюс две по 250 на наружной подвеске. Легли на боевой курс. Наружные сброшены. Увидели большой взрыв. Развернулись для захода на второй круг. Сбросили остальные бомбы.

Когда уходили от цели, заметили ещё взрывы, это работали наши боевые товарищи.

Легли на курс в сторону дома, тут я разглядел в воздухе разрыв зенитного снаряда. Это запоздало начали стрелять вражеские зенитки. Мы зашли в облачность и полетели  в сторону линии фронта. Полёт был «слепой», по приборам.

Вдруг впереди вспыхивает вертикально луч прожектора и резко опускается на землю. Так нам показывают направление на аэродром. Потом появляется «люстра» (осветительная бомба), она тоже указывает, куда следует лететь. Получаем разрешение на посадку, садимся в темноте под прерывистый свет своего прожектора. Мягкий удар о землю, самолёт катится с торможением. Техник сигналит, указывая на стоянку. Последний раз взревели моторы и заглохли. Мы дома, на земле. Через 5 минут покидаем кабину, даём технику указания для подготовки самолёта к следующему вылету.

На командном пункте написали боевое донесение о проделанной работе, сюда же стали подходить и другие экипажи.

Лишь только после этого отправились на отдых. Время было около 7 утра.

У нас был строгий распорядок. После ночных вылетов отсыпались до обеда. Когда я пришёл к 2 часам дня в столовую, мои сослуживцы уже сидели за столами. Один из них, весельчак и балагур, у повара просил 100 грамм фронтовых, которые всегда выдавались после полётов. Но в этот раз повар сказал: «Командир запретил». Произошла словесная перепалка, в это время в столовой появился командир полка.

– Шумим, братцы? – обращается к лётчикам.

– Положенных 100 грамм повар не даёт, на вас ссылается, – говорит ему наш весельчак.

– Тихо!

Все замолкают. Командир достаёт из кармана брюк бумагу и начинает читать:

– Всем членам экипажей, совершившим налёт на крепость Будапешт, объявить личную благодарность и выдать дополнительно по 300 грамм водки. Но сегодня планируется ночной боевой вылет. Вот когда будете отдыхать, всё получите сполна.

И правда, через некоторое время каждому выдали обещанное, кроме того, офицерам выплатили по 2 тысячи рублей, сержантам по одной тысяче.

На Будапешт потом мы ещё летали раз 5 или 6. Последний вылет был в феврале 1945 года во время штурма города. После его взятия нашей дивизии были присвоены звание Будапештской и Орден Суворова 2 степени. Все лётчики получили медали за взятие города.

Штурмовали мы и Кёнигсберг, и прорывали оборону Берлина. На столицу Германии летали 3 или 4 раза. Последний вылет был 18 апреля. Есть у меня награды и за эти города.

А после войны я попал в Китай. Но это уже другая история…

Автор: Рассказ записала Людмила ИВЛЕВА.